МИР РЕБЕНКА
Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.
Двигательные навыки
Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.
Понимаем своего ребенка
Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.
Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ
Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.
Практические советы
Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.
Время игр
Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.
Повседневные дела
Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.
В первые дни новорожденный открывает для себя новую вселенную, где все для него ново, а многое враждебно. Первые дни непомерно трудны для него, ведь приходится полностью перестраивать жизнь, ощущения, поведение.
За девять месяцев, что прошли внутри мамы, малыш привык к жидкой окружающей среде, постоянной температуре, плацентарному и пупочному питанию. Рождаясь на свет, ребенок делает первый вдох, первый крик. Он выходит из жидкой среды в газообразную, где другое освещение, другие звуки, где летает множество микробов.
Теперь он дышит самостоятельно и питаться станет по-другому. У него начнут работать органы дыхания, пищеварения, мочевыделения. И все это происходит так быстро, одновременно, что младенец не успевает адаптироваться к новым условиям.
В роддоме
Хорошо, если малыша после рождения сразу отдадут маме. Тогда он снова услышит стук любящего сердца, почувствует знакомый запах, услышит родной голос. Мама прижмет кроху к себе, сразу станет тепло и спокойно. А если унесут далеко от мамы на долгое время, тогда в первые дни новорожденному придется туго. Как справиться одному со всеми изменениями?
К счастью, многие роддома перешли на систему "мама с ребенком". По этой системе первые дни жизни новорожденного проходят рядом с мамочкой. Сразу после рождения его кладут ей на живот, а потом крошка и мама находятся в одной палате. В итоге малыш не получает стрессовой ситуации, как раньше, когда все новорожденные лежали в детской палате и на кормление их приносили по часам.
По новой системе мать прикладывает малыша к груди не тогда, когда принесут, а как только он проголодается. Это правильно по медицинским показателям и психологически комфортнее маме и ребенку. У новорожденного не возникает стрессов, ведь его не переносят в другое помещение. И мама может держать свое счастье на руках. В результате лактация появляется быстрее, обильнее, а молочко – полезнее.
Все больше мам предпочитает выбирать в роддомах систему «мама с ребенком», когда новорожденный лежит с мамочкой в одной палате. Сегодня считается, что это самое лучшее, что можно предложить крохе, испытавшему стресс в процессе родов
Первые дни дома
Итак, вас выписали из роддома, остались позади поздравления, цветы, фотографии. Вы привезли своего кроху домой, но вдруг поняли, что не знаете, что делать дальше. Если вам повезло, и ваш малыш лежал в палате с вами, то у вас уже появился опыт пеленать и подмывать ребенка. А если вы по старинке были отдельно от него, то вам придется учиться всему самостоятельно.
Любящие мамочки начинают знакомство с крохой с того, что раздевают, а потом внимательно рассматривают своего зайчика. Норма, если кожа грудничка мягкая, упругая, слизистые розовые и влажные, крик громкий и сильный.
В роддоме вы уже кормили малыша и, скорее всего, пеленали. Дома вы сами будете ухаживать за ним с первого дня. Подмывать после дефекации, защищать нежную кожу от опрелостей. Обрабатывать пупочную ранку вы научитесь за неделю.
Чтобы понять язык новорожденного, вам придется понаблюдать за его поведением. Запомните, когда примерно он спит, просит кушать, желает побыть с мамой. Вскоре по его кряхтению или плачу вы поймете, чего хочет малыш в данную минуту.
Дома мамочкам, у которых первые дети, придется всему учиться на практике. Многие испытывают панику во время подмывания и купания новорожденного, у некоторых не получается правильно наладить кормление. Однако почти все мамочки справляются с этими хитростями, и уже через несколько недель вполне уверено ведут себя с малышами
Кормление
За те несколько дней или неделю, что вы пробыли в роддоме, грудничок сначала высасывал молозиво, потом появилось молоко, и в домашних условиях вы уже полноценно кормите кроху вкусным грудным молочком. Материнское молозиво и молоко безгранично полезны для новорожденного. В первые дни, недели и месяцы грудное молоко защищает малыша от болезней и болезнетворных бактерий.
В норме малыши просят грудь от 8 до 12 раз в сутки. Здесь могут быть вариации. Если малыш активно сосет и хорошо набирает вес, то ему хватает и меньше восьми кормлений в сутки. Есть дети, которые присосавшись, тут же засыпают, не успев покушать. Такого ребенка, возможно, придется прикладывать к груди чаще двенадцати раз. Каждый малыш индивидуален, и режим кормления у каждого свой. Один за пять минут высасывает норму, другому нужно полчаса и больше. Маме остается присматриваться и запоминать требования грудничка.
В норме младенцы первых дней жизни едят до 12 раз в сутки. Но у всех все индивидуально, и небольшое отклонение от нормы не должно вызывать беспокойства
Примерно через две или три недели после рождения у детей начинается "скачок роста". В это время активизируются все процессы организма, и малышу требуется больше молока, он начинает просить грудь чаще. Еще через 2-3 недели происходит следующий скачок. Так происходит на протяжении всего периода роста и развития новорожденного.
Если малыш здоров, то ночью он просыпается покушать один-два раза, не больше.
В это время есть возможность переодеть кроху, поменять подгузники, и не придется будить его специально.
Определить, что ребенку не хватает молока, можно по косвенным признакам:
- младенец не набирает вес;
- при кормлении грудью не слышно глотков малыша;
- долго спит;
- припав к груди, засыпает;
- стул меньше 3 раз в день;
- мочится меньше 6 раз в день;
- у мамы трещины на сосках;
- у малыша желтуха.
Вес и рост
Первая неделя жизни новорожденного знаменуется небольшой потерей веса, которая восполняется на второй неделе. Заботливые родители внимательно следят за изменениями веса малыша, вовремя обращаются к врачу в случае недобора. Когда ребенку исполняется две недели, врач рекомендует провести контрольное взвешивание, потом достаточно взвешивать кроху каждый месяц. Ежедневно взвешивать грудничка нет основания. По данным ВОЗ, прибавка в неделю от 170 до 245 г до трехмесячного возраста – это нормально.
Ласковые мамы любовно рассматривают и измеряют деток. Во-первых, потому что им нравится возиться с крохой, во-вторых, чтобы получить размеры для покупок одежды, а в-третьих, для того, чтобы знать, правильно ли развивается новорожденный.
В норме среднестатистические малыши до полугода подрастают в месяц на 2,5 см, окружность головки становится больше на 1,27 см. Эти показатели также индивидуальны, зависят от природного роста, а также объемов родителей.
Новорожденного необходимо взвешивать и измерять его параметры ежемесячно. Это важно, так как результаты этих измерений помогут рассказать, все ли в порядке со здоровьем у вашего карапуза
Стул
В роддоме за дефекацией и мочеиспусканием новорожденного следили врачи и медсестры, а дома родители сами следят за состоянием пеленок и памперсов. Чем больше запачканных пеленок, тем лучше. Значит, малышу достаточно пищи и воды.
Когда подходит к концу первая неделя, цвет испражнений малыша окрашивается в желто-зелено-коричневый. Дефекация происходит 3-5 раз в сутки ежедневно! Если дефекации не происходит, срочно вызывайте врача. Мочевыделение происходит минимум 6-8 раз.
Особенности строения организма младенца
Пока младенец привыкает к новым условиям существования, его организм, еще не полностью сложившийся, работает не так, как у взрослых. Первые дни и первая неделя жизни младенца - это перестройки и адаптации в его организме, поэтому его органы так нежны и чувствительны к воздействию всяких факторов внешней среды.
- Первая неделя развития может принести желтуху, которая вскоре пройдет.
- Вторая неделя – время заживления пупочной ранки.
- В третью неделю кроха прислушивается и фиксирует взгляд.
Чтобы понять и правильно ухаживать за новорожденным, нужно знать особенности строения маленького организма.
Новоиспеченные мамочки постоянно беспокоятся о своих крохах, их пугает почти все, что с ними происходит. Для того чтобы этого страха не возникало, следует лучше знать строение и особенности организма новорожденных
Кожа
Его кожа слишком тонкая и ранимая, под кожей расположено множество капилляров, он интенсивно дышит порами. Тонкая кожа еще не умеет защищать его от перепадов температур. Поэтому младенец быстро краснеет или бледнеет, малейшее прикосновение может поранить, привести к опрелостям.
Мышцы
Мышцы и связки слабы, не умеют взаимодействовать, поэтому кроха еще двигается мало и осторожно. Если не пеленать, младенец старается принять позу эмбриона. Она ему понятна и привычна. Напряженные ножки и ручки поджимаются к животику, головка не держится и наклоняется к груди.
Костная система
Рождается ребенок с полностью сформированным скелетом и мягкими податливыми косточками, иначе он не прошел бы через родовые пути. Кости черепа пока не соединены между собой, надвигаясь друг на друга, чтобы при рождении головка прошла наружу.
Поэтому иногда у новорожденных головка имеет несколько вытянутую форму, но вскоре восстанавливается природная . Долго остаются незащищенными так называемые детские роднички, большой и малый.
Родителям нужно оберегать роднички, осторожно следить за ними, не поранить, не надавливать. В норме они закрываются костями к году или чуть позже
Органы дыхания
Органы дыхания полностью не сформировались, поэтому дышит новорожденный учащенно, поверхностно, неравномерно. Для развития и роста организма грудничку нужно много кислорода, поэтому вдох-выдох происходит почти каждую секунду. Узкая гортань и короткие носовые ходы покрыты рыхлой слизистой, быстро реагирующей на тепло-холод.
Кровообращение
Чтобы прокачать большое количество кислорода и доставить его к каждому органу, системе кровообращения приходится работать с перегрузками. Крохотное сердечко (относительно тела, сердце взрослого человека намного больше) сокращается и толкает кровь со скоростью до 140 толчков в минуту. Когда малыш напрягается, громко плачет, пульс может достигать 200 ударов в минуту.
Органы пищеварения
Человек рождается приспособленным сосать грудь. Сосательные валики на губах легко захватывают грудь и сосут материнское молочко. Зубки начинают резаться после полугода. Слизистая, покрывающая ротик, ранима и чувствительна к инфекциям.
Желудочно-кишечный тракт сформирован еще не окончательно, пищевод очень коротенький, мышцы кишечника и желудка слабые, желудочек размером с кулачок. Глядя на кулачок крохи, мама может понять, сколько молочка на одно кормление нужно для насыщения.
Частые младенческие срыгивания после кормления происходят потому, что недостаточно развит клапан, закрывающий вход из пищевода в желудок. Два-три раза в сутки кишечник опорожняется мягким светло-желто-коричневым калом. Если опорожнения не происходит, родителям следует бить тревогу, обращаться к врачу.
Мочеполовая система
Мочевыделительные органы новорожденного сформированы, мочеиспускание рефлекторно, до 25 раз в сутки. Моча без запаха, прозрачна, ее немного, потому что мочевой пузырь еще маленький. Слишком частое мочеиспускание может говорить о воспалении и служить поводом для обращения к врачу.
Наружные половые органы к рождению сформированы, но из-за рыхлых слизистых требуют чистоты и ухода.
Нервная система
Нервная система, хоть и развита недостаточно, выполняет основные функции. Безусловные рефлексы - в природе человека, поэтому сосать, мигать, хватать он умеет с рождения. Зрение и слух есть, но различать отдельные предметы и отдельные звуки малыш еще не умеет. А вот вкус, обоняние, тактильные рецепторы работают с первых дней.
Если будущие родители тщательно подготовятся (в том числе информационно) к рождению своего чада, то никаких проблем у них не возникнет. А если возникнут, то они смогут быстро сориентироваться и решить их. Помните, «новорожденный» период проходит очень быстро, но эти первые дни, когда малыш еще так зависим от мамочки, не забудутся никогда.
Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.
Сразу после рождения малышу нужно адаптироваться к окружающему миру, и лучше всего ему в этом поможет мама
Основные этапы развития
Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:
- Начинают работать легкие , а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
- Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
- Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком . У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
- Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.
В большинстве случаев кожа новорожденного имеет красноватый оттенок, который проходит к концу первой недели жизни
- Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
- У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
- У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие , вызванное слабостью глазных мышц . Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
- Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
- В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.
Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:
На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.
Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.
К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.
Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.
К началу второго месяца кожа малыша приобретает розовый цвет, голова выравнивается, а на лице исчезает родовая припухлость
Календарь развития по неделям в таблице
Возраст | Умения |
1 неделя (7 дней) | Удерживание головки несколько секунд. Фокусирование взгляда на расстоянии от 5 до 15 см. Непроизвольное смыкание пальчиков и ручек. Непроизвольная улыбка. Узнавание запаха грудного молока. Реагирование на яркий свет морганием и закрыванием глаз. Оживление при приближении родителей. |
2 недели (14 дней) | Рассматривание взрослого, невольные подмигивания и забавные гримасы. Фиксация взгляда на яркой игрушке диаметром до 10 см. |
3 недели (21 день) | Удерживание головки до 5 секунд, поднимание ее после небольшого отдыха. Узнавание мамы и папы. Разглядывание предметов и лиц на расстоянии до 50 см. Замирание при виде чего-либо нового и резких незнакомых звуках. Захватывание ручками пальцев и волос родителей. |
4 недели (28 дней) | Активные движения ногами и руками. Сосредоточение взгляда на предметах и лицах на расстоянии до 1 м. Выражение эмоций разным криком (недовольным, радостным). Приподнимание головы в положении лежа на животике до 5 секунд. Удерживание взгляда на мамином лице или неподвижном предмете в поле зрения долгое время. Активное рассматривание окружающего мира с рук взрослого. Крепкое удерживание пальцев взрослого. Удерживание взгляда на движущемся предмете до 7 секунд. Агукание. |
Рассчитайте календарь прививок
Первая неделя
В первые дни жизни малыш и мама знакомятся друг с другом, а основная потребность младенца заключается в тесном контакте с мамочкой. Лучшим питанием для карапуза является молозиво, которое через несколько дней сменяется зрелым молоком, подстраиваясь под потребности крохи.
После рождения кроху очень важно как можно раньше приложить к материнской груди
Внешне ребенок пока не похож на младенцев на страницах журнала. Лицо крохи после родов бывает несимметричным, на голове нередко возникает припухлость, а сама голова сплющена и немного вытянута в овал.
Кожа зачастую красная и лишь к концу первой недели бледнеет. У некоторых детей на 3-5 дне жизни возникают шелушения кожи на груди и животике. Небольшая желтушность с 3-го дня жизни также считается нормой.
Кроме того, на первой неделе отмечают такие особенности:
- Мышечный тонус на первой неделе повышен.
- Слез у малютки в первые недели жизни нет, а потовые железы еще развиваются (их функция налаживается к 7-му дню жизни).
- На слизистых не должно быть налета, она в норме должна быть влажной и розовой.
- К концу первой недели пупочная ранка подсыхает и затягивается.
- Носик малютки иногда покрывает сыпь в виде мелких белых точек.
- Сердце малютки сокращается 110-170 раз за минуту, а нормальная частота дыханий в минуту составляет 30-50 раз.
- Со второго-третьего дня вместо мекония начинает выделяться желтоватый стул с кислым запахом около 4-5 раз в день (при грудном вскармливании).
О том, как выглядит малыш в первые дни после родов, смотрите в видео:
Вторая неделя
Краснота кожи, припухлость и желтушность на этой неделе зачастую проходят. Кроха начинает прибавлять в весе, а гипертонус в конечностях, который считается нормой для ребенка первого месяца жизни, пока сохраняется. Малыш еще не научился удерживать голову, а движения ног и рук малютки пока непроизвольные и хаотичные.
Отмечаются и такие нюансы:
- Младенец большую часть суток спит (около 16-20 часов).
- Терморегуляция пока еще не наладилась.
- Ладошки и стопы покрыты сухой кожей .
- Ноготки отрастают, поэтому их уже требуется постричь.
- Кожа многих деток начинает шелушиться.
- Мочеиспусканий насчитывают минимум 15 в сутки.
- Кишечник ребенка опорожняется 3-4 раза в день, а кал – кашицеобразный, желтый.
В двухнедельном возрасте ребенок большую часть времени проводит во сне
Третья неделя
Движения конечностей карапуза старше 2 недель уже становятся менее хаотичными, а череп у большинства малышей третьей недели жизни восстановил свою форму.
Активность младенца растет, а из-за обилия впечатлений многие малыши становятся к вечеру раздражительными.
Плач крохи меняется, приобретая интонацию, например, когда малютку что-либо тревожит, крик будет громким и требовательным.
Для ребенка третьей недели жизни характерны и такие особенности:
- Обоняние крохи становится острее.
- Малыш начинает ощущать равновесие и положение собственного тела в пространстве.
- Приемов пищи на грудном вскармливании в этом возрасте бывает не меньше 10-12.
- Карапуз начинает узнавать лица и голоса близких.
- Режим дня лишь устанавливается, кроха по-прежнему большую часть суток проводит во сне.
Опорожнение кишечника в этом возрасте происходит от 2 до 8 раз в сутки. При грудном вскармливании стул желтый, с масляно-молочным запахом и консистенцией горчицы. Если малыш получает смесь, стул бывает 1-4 раза в сутки, а каловые массы более темные и твердые, с неприятным запахом и коричневатым оттенком.
21-дневный малыш большинство действий и движений совершает по-прежнему рефлекторно
Четвертая неделя
Развитие малыша на этой неделе идет в высоком темпе. Кроха все лучше приспосабливается к окружающему миру, радуется родителям, следит за игрушками и начинает агукать. Сон в сутках ребенка четвертой недели жизни занимает примерно 17-19 часов, а число кормлений составляет минимум 6-7.
Когда на свет появляется новый человечек - это огромное счастье. С самых первых секунд мама стремится дать ему безопасность, защиту, комфорт и любовь. В большинстве случаев малыш появляется на свет в безопасных условиях роддома, где комфортно и соблюдены все условия. Для родителей наибольшее счастье – забрать малыша домой и заботится о нём в родных стенах.
Но если для мамы и папы возвращение домой - это счастье, то для самого младенца это еще и сильный стресс.
Первые дни пребывания в новых условиях – это как акклиматизация при перелёте на другой континент. Транспортировка ребёночка домой является волнующей не только для него самого, но и для родителей. Особенно если малыш первый.
Это крохотное существо хочется защитить от всего мира, и в то же время страшно даже взять на руки – такой ребёнок хрупкий и беззащитный. Но за ним надо ухаживать и о нём нужно заботится.
Чтобы научится быть родителем нужно понимать, что малыш переживает и в чём нуждается, ведь в этот мир он пришёл совсем недавно, все вокруг ему незнакомо, непривычно. Первые дни новорожденного дома – это период адаптации его к новому миру, а родители – главные помощники и поддержка на пути к полноценной жизни.
Итак, что же переживает новорождённый, попав в наш мир?
- Холод. В утробе матери малыш находился в тёплой и влажной среде, при температуре 38 градусов в течение 7–9 месяцев. Попав во внешний мир, он очутился в сухой среде, изменчивой, и первое, что он ощущает – холод. Температура даже очень хорошего перинатального центра всегда на 10-15 градусов ниже температуры околоплодных вод. Ведь она должна быть комфортной и для матери тоже.
- Сухой воздух. Да и воздух в целом – это второй стресс при рождении. В утробе матери человек получает все необходимое из пуповинной крови, нет необходимости дышать, задействовать лёгкие. Дыхание – это ведь не простой процесс. Это большое количество мышц, сосудов и самое важное – усилий. Малышу предстоит начать дышать самостоятельно, а это непросто.
- Звуки. В водной среде внутри матери все звуки приглушаются ровно настолько, чтобы не беспокоить плод. В утробе малышу тихо и спокойно, нет ничего резкого и шокирующего. При появлении на свет ребёночек сталкивается не с приглушёнными тихими звуками, а с массой резких, чистых и не всегда приятных шумов.
- Свет. Тут та же проблема, что и со звуками. В утробе матери темно и глухо. Во внешнем мире, в родильной палате сразу после рождения в глаза малышу ударяет яркий ослепительный свет ламп. Это крайне неприятно, если поставить себя на место беззащитного крошечного человека.
Самое тяжёлое — это не холод и свет, а то, что все эти факторы наваливаются на малыша сразу, единовременно, и он вынужден также одномоментно к этому приспособиться. В первые недели жизни ребёнок будет все слышать слишком резко, видеть световые пятна и пытаться приспособиться к этому миру. И главная задача родителей – помочь.
В чём нуждается малыш в первые дни после рождения
Все потребности новорождённого можно условно разделить на витальные (физиологические) и психологические. Они в равной степени важны. Главное – это то, что малыш может выражать свои потребности только в форме плача и беспокойства. На последнее молодые родители не всегда реагируют, так как это можно принять за нормальную активность. А вот плач всегда является сигналом, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Все младенцы плачут, чтобы продемонстрировать свои потребности. Но, конечно, это и не повод для паники.
Итак, в чём же нуждается малыш в первые дни пребывания дома?
К физиологическим, витальным потребностям относятся следующие.
Потребность в питании. Кормить новорождённого стоит по требованию, но не реже чем раз в три часа. Здоровый малыш сам будет просить еду через каждые два - три часа. О голоде также свидетельствуют активные сосательные рефлексы. У сытого ребёнка они произвольно не проявляются, а если малыш хочет кушать, то этот рефлекс периодически будет проявляться самостоятельно. Лучшим вариантом, при отсутствии противопоказаний, является грудное вскармливание. Это единственный способ обеспечить ребёнка набором всех необходимых витаминов и микроэлементов.
Грудное молоко имеет сугубо индивидуальный состав у каждой матери для каждого ее ребёнка. Поэтому никакая смесь не способна заменить его. Кормление должно быть как можно более натуральным и регулярным, а грудное кормление ещё и с контролируемой диетой матери. При добросовестном отношении ребёнок получит всё необходимое для здоровья и развития.
Потребность в полноценном сне. Младенцы не умеют распознавать день и ночь до четырёх месяцев. И сон новорождённых имеет особый эпизодический характер. Дети до двух месяцев спят по два - три часа с таким же промежутком. Во время бодрствования им нужно питаться и контактировать. Чтобы обеспечить ребёнку здоровый полноценный сон, необходимо вовремя замечать эту потребность. Недостаточно просто оставить человечка в покое, нужно помочь ему почувствовать себя комфортно и безопасно. Если малыш зевает, ворочается и хныкает, вполне возможно, что он хочет спать. Его нужно взять на руки и начать укачивать.
Несмотря на то что новорождённые в первые дни дома могут спать при включённом телевизоре, пылесосе и под окном, лучше обеспечить ребёнку не просто сон, а отдых. Для этого нужно перенести его в затемнённое, тихое помещение без посторонних звуков. Зато присутствие матери во время сна и даже её голос всегда благотворно влияют на сон и развитие ребёночка в целом. Педиатры и детские психологи считают что совместный сон с малышом очень полезен как для матери, так и для новорождённого.
Потребность в чистоте. Как бы трогательно ни выглядел малыш в окружении мягких мишек, нужно думать не об эстетике, а о здоровье ребёнка. Поэтому вокруг него должно быть как можно меньше пылесборников и аллергенов. Не стоит стремиться к стерильности, но нужно обеспечить чистоту. Кроме того, вокруг малыша должно быть достаточно чистого воздуха. Он должен спать на чистом постельном белье, постиранном со специальным детским порошком. Его пища должна подаваться в обработанном виде и из чистой посуды. Конечно, и самого малыша стоит содержать в чистоте. Его нужно мыть, вовремя менять подгузники и одежду, избегать контактов с химическими веществами и аллергенами.
Потребность в правильном температурном режиме. Все родители старательно закутывают своего ребёнка, чтобы он случайно не замёрз. Но это неправильный подход. Температура воздуха должна быть комфортной, ведь при дыхании воздух нагревается. Если ребёнок будет дышать горячим воздухом, да ещё и одетый в сто распашонок, - он перегреется, а обилие одежды будет препятствовать нормальному теплообмену.
Оптимальной температурой для функционирования организма как новорождённого, так и взрослого является 18-9 градусов. Главное при этом – отсутствие сквозняков. Нужно помнить, что на ребёнке должны быть натуральные ткани в небольшом количестве. Подгузники, независимо от цены, не способны обеспечить нормальный теплообмен. Они перегревают магистральные сосуды органов таза и таким образом значительно повышают температуру тела за счёт разноса по нему нагретой крови. Также не стоит забывать про воду. Молоко не является источником жидкости. Это еда. А детская кипячёная вода в небольшом количестве поможет поддерживать водный баланс.
Психологические потребности
Витальные потребности являются жизненно необходимыми. Правильное их удовлетворение – гарантия крепкого здоровья. Поэтому им надо уделять пристальное внимание.
К психологическим потребностям относятся те, которые обеспечат нормальное психическое развитие малыша и адекватные взаимоотношения с людьми и семьёй в частности. Таковыми являются следующие.
Потребность в контакте. Физический и эмоциональный контакт можно отнести и к витальным потребностям, но не все педиатры сошлись на этом. Физический контакт является гарантом ощущения безопасности для малыша. Он в течение 9 месяцев был фактической частью матери, он чувствует это и далее, пока к трём годам не начинается его сепарация (отделение) от мамы. Раньше считали, что не стоит ребёнка баловать лишним вниманием. Но это полная глупость. Мать должна дарить малышу любовь. Самый простой способ её продемонстрировать – прикасаться к ребёнку, обнимать его, носить на руках, целовать и играть с ним. Физический контакт невероятно важен. В случае, когда удовлетворение физиологических потребностей не способно успокоить малыша, стоит попробовать дать ему эту «тактильную любовь». Возможно, именно этого человечек и требует.
Что же касается эмоционального контакта, то тут всё сложнее. Малыш нуждается в искренней и безусловной любви. Абсолютной любви к себе. И проявление её должно быть здравым, полным, но не фанатичным. Эту любовь нужно проговаривать. Даже в первые дни жизни интонации играют очень важную роль в жизни малыша.
Потребность в присутствии. Даже крошечный человек не приспособлен к одиночеству и ему необходима компания. Нельзя надолго оставлять новорожденного одного в первые дни пребывания дома. Он остро прочувствует отсутствие близких людей рядом.
Эти две потребности можно обобщить в одну – потребность в любви. Она является основой психического здоровья ребёнка и будущих отношений в семье.
Самое главное – прислушиваться к нуждам своего ребёнка, научиться понимать их. Этому можно научиться. Нужно наблюдать, фиксировать, видеть и слышать то, что «говорит» малыш. Внимание и любовь способны обеспечить ребёнка всем, ведь они зарождают желание заботиться.
Когда малыш наконец-то дома, в тепле и уюте рядом с родными, нужно смириться с тем, что это крошечное человечище полностью зависит от матери и отца. И несмотря на хрупкость и беззащитность, его нужно купать, одевать, кормить, пеленать и даже делать зарядку. Теперь подробнее о том, что и как нужно делать.
Что уже нужно иметь к появлению ребёнка дома
К тому моменту, как мама с малышом прибудут из роддома, родственники должны подготовить минимальный набор вещей, которые точно понадобятся в первые дни.
- Фланелевые пелёнки (6–8 штук).
- Хлопчатобумажные распашонки (5–7 штук).
- Специальные бутылочки для кормления (3–4), которые периодически нужно кипятить.
- Ползунки (8–10 штук).
- Коляска и дождевая накидка на коляску. Противомоскитная сетка на коляску.
- Детские весы.
- Пищевые весы.
- Кенгуру или слинг (приспособления для ношения ребёнка) и детское автомобильное кресло.
- Детская кроватка и/или колыбелька.
- Детский ночник (помогает маме и не мешает ребёнку ночью).
- Косметические средства: вазелиновое масло, детский крем, ватные палочки и шарики, бинт, тальк или присыпка.
- Медицинские препараты и приспособления: газоотводная трубка, соплеотсос и/или микроклизма, ножницы с закруглёнными концами, детская щёточка для волос; эспумизан (капли), спирт, раствор бриллиантовой зелени и йода, фукарцин, фурацилин, кандид, жаропонижающие свечи (дозировка до 200 мг), синтомициновая и цинковая мази, хлоргексидин, анальгин и но-шпа в таблетках.
- Телефон скорой помощи, регистратуры детской поликлиники, частной и районной неотложной помощи, справочной службы медпомощи и круглосуточной аптеки.
Какой должна быть одежда
Одежда должна быть из натуральных тонких тканей, хорошо впитывающих влагу. Она должна позволять малышу свободно двигаться. Хоть синтетические ткани лучше стираются и часто привлекательно выглядят, они также часто вызывают аллергические реакции. Стирать детскую одежду нужно специальным порошком, но лучше стирать вручную с детским мылом или хозяйственным коричневым мылом, тщательно выполаскивая его.
Пеленание: быть или не быть
Само собой, ребёночка придётся пеленать. Сегодня педиатры расходятся во мнениях, стоит ли вообще пеленать малыша. Аргументы ЗА – это безопасность и анатомическое положение. Аргументы ПРОТИВ – более быстрое психическое и физическое развитие при отсутствии пеленания. Выбор делать маме. Если он пал на пеленание, нужно научиться делать это правильно.
Есть два рекомендуемых способа пеленания – тугое, которым злоупотребляли во всех роддомах советского союза, и свободное, рекомендуемое современными специалистами. Преимущество второго способа – отсутствие обездвиживания ребёнка, свобода развития моторики и интеллекта. Смысл пеленания в том, чтобы обезопасить малыша от «вскидывания», при этом не сильно стесняя его в движениях – он может шевелить ручками и ножками, принять удобную позу, без риска пораниться.
Туалет новорожденного в первые дни дома
Гигиена – основа здоровья. Поэтому нужно тщательно следить за чистотой и помогать кожным покровам малыша быстрее адаптироваться к агрессивной внешней среде.
- Головка и волосики ребёнка нуждаются в бережном уходе. Мыть головку в стандартном варианте этого понятия новорождённому нельзя. Можно протирать кипячёной водой с детским мылом, но лить воду на голову не желательно. Часто у малышей на волосистых покровах образуются корочки. Их нужно протирать прокипячённым растительным маслом или мазать вазелином. После размягчения корочки можно снять при помощи ватки, смоченной в слабом отваре ромашки, к примеру.
- Ушки и носик. Чистить их необходимо каждый день. Использовать ватные палочки категорически нельзя – они могут травмировать слизистые оболочки. Нужно самим сделать ватные или марлевые жгутики, достаточно тонкие, чтобы пройти в отверстия слухового прохода и носа без дискомфорта для малыша. Жгутики нужно смочить в тёплой (не горячей) кипячёной воде или слабом отваре ромашки.
- Кожные складки, которых у малыша много, а также область за ушками нужно протирать ваткой, смоченной в кипячёной воде, а затем смазывать прокипячённым растительным маслом.
- Ручки можно мыть по мере необходимости – 5–6 раз в день. А личико мыть нельзя, можно протирать смоченной в кипячёной воде ваткой. Также категорически запрещено мазать личико кремом или присыпать тальком.
Как правильно ухаживать за пупочной ранкой
Начинать уход за ранкой стоит уже с первого дня пребывания новорожденного дома. Нормальную (неинфицированную) пупочную ранку у ребёнка нужно регулярно обрабатывать. В первые дни купать малыша нельзя, можно только протирать кожу смоченной ваткой. Саму ранку нужно обрабатывать перекисью водорода и антисептиком. Раньше их обрабатывали зелёнкой, но из-за яркой пигментации невозможно было заметить воспаление. Сейчас рекомендуют обработку хлоргексидином, мирамистином или фукарцином.
Чтобы обработать пупок нужно тщательно помыть и продезинфицировать руки, после чего смочить чистую ватку в растворе перекиси водорода и капнуть ею на пупочную ранку, осторожно промокнуть (ни в коем случае не тереть и не снимать корочки). После этого осторожно при помощи ватной палочки нанести на ближайшую к ранке кожу антисептик. Закрывать ранку повязкой не нужно. Каждый раз при обработке необходимо внимательно осматривать ранку – нет ли сильного воспаления, нагноения, выделений.
Обычно пупочная рана заживает в течение месяца. После полного заживления можно начать купать ребёнка в детской ванночке с кипячёной водой или в отваре ромашки.
С какими проблемами можно столкнуться в первые дни
Колики. С этой проблемой столкнуться 100% родителей. Колики – это вздутие и болезненные ощущения в животике у ребёнка. Проблема может доставлять беспокойство в течение первых месяцев жизни. Её невозможно предотвратить - просто нужно перетерпеть. Но облегчить состояние можно. Если ребёнок без видимых причин плачет, сучит ножками, беспокоится – скорее всего у него колики. Подтвердить это можно и самостоятельно – потрогать животик. Если он твердый и вздутый – это точно они. Бороться с ними можно тремя способами.
- Тепло на животик. Чтобы облегчить отхождение газов нужно положить малыша на тёплую пелёнку (прогладить её утюгом), или положить на животик тёплую грелку.
- Массаж. Аккуратно, круговыми движениями по часовой стрелке гладить животик, не нажимая. Это улучшит моторику и поможет улучшить отхождение газов.
- Медикаменты и народные средства. Среди медикаментов самым распространённым является Эспумизан в каплях. За неимением его можно заменить укропной водой – семена укропа заливаем горячей водой, остужаем и по половине чайной ложечки, раз в пять минут даем малышу. Можно также вливать её за щечку из шприца (без иголки) по 2,5 мл.
С любым из этих средств стоит использовать газоотводную трубочку. Её можно сделать и самостоятельно – отрезать от маленькой груши (клизменной) носик. Газоотводную трубку нужно смазать растительным маслом с одного конца, и аккуратно ввести в задний проход вкручивающим движением на 1–2 см.
. Проявлениям кандидоза у малышей является белый налёт на слизистых оболочках. У новорождённых преимущественно это слизистые оболочки ротовой полости – небо, щечки. С их появлением стоит обратиться к патронажной медсестре или врачу. Самостоятельно можно обрабатывать полость рта слабым содовым раствором (1 ч.л на 300 мл воды) или раствором «Кандид». В течение 3–5 дней молочница должна пройти.
Проблемы со стулом. В первые дни новорождённого дома он может страдать от запоров. Это связано с необходимостью приспособления пищеварительного тракта к молоку. Стоит напомнить, что запором называется задержка стула более чем на сутки. Твёрдая консистенция запором не является. Задержка стула устраняется клизмой. 150 мл тёплой воды вводится в прямую кишку. Это поможет почистить кишечник. Если это не помогло, стоит обратиться к детскому врачу за консультацией.
Ослабление стула может быть связано с нарушением матерью диеты или врождённой недостаточностью ферментов. Ещё одной причиной является кишечная инфекция. Начальным звеном в диагностике является участковый педиатр. Именно к нему стоит идти в первую очередь.
Чтобы обеспечить малышу правильный уход и комфортные условия в первые дни его пребывания дома, не будет лишним ознакомиться со специальной перинатальной литературой и тщательно подготовиться к появлению малыша: сделать дом безопасной средой жизни и развития маленького человечка. Новорождённый должен получать всё, что ему требуется, и в том количестве, которое требуется. Свои потребности ребёнок высказывает в форме плача или беспокойства. Нужно помнить это и вовремя реагировать.
При тщательной подготовке, правильном походе и любви первый день малыша дома станет первым днём настоящей счастливой семейной жизни. И новый человек вырастет полноценным и здоровым членом общества.
Свежие вопросы на сайте
Ответов
Ответа
Новорожденным ребенок считается до исполнения ему одного месяца. Этот месяц является своеобразным переходным периодом от внутриутробного существования плода к жизни в мире людей. Малыш еще не избавился от многих врожденных рефлексов, плохо видит, почти не моргает и совсем не приспособлен к новым условиям. Он существует только в тесной связи с матерью и всецело зависит от нее. В этот период ребенку свойственно множество интересных особенностей, которые он утратит по мере взросления.
Плач
Новорожденные плачут без слез. Это связано с сужением или реже закупоркой слезных желез. Вместо привычного плача кроха громко кричит, выражая этим тревогу, боль, голод или дискомфорт. Ученые доказали, что во время плача малыш копирует интонации и акцент матери, подслушанные им еще в утробе. Об этом говорят и результаты научного исследования, в котором были задействованы 60 детей со своими родителями: 30 говорящих на французском языке и столько же на немецком. Было выявлено, что младенцы француженок плачут с возрастающей интонацией, что характерно для французского языка, а дети немок – с нисходящей, что свойственно немецкому.
Скелет
В скелете младенца насчитывают более 300 костей, в то время когда скелет совершеннолетнего состоит всего лишь из 206. Впрочем, это достаточно просто объяснить – некоторые кости новорожденного срастаются по ходу укрепления и роста.
Дыхательная система
Малыш, в отличие от взрослых, может дышать и глотать одновременно. Этим он похож на животных. Эту удивительную способность кроха использует примерно до 9 месяцев, пока происходит формирование и усложнение артикуляционного аппарата и опущение гортани вниз.
Еще одно удивительное свойство, характерное для младенческого дыхания – то, что дети дышат в несколько раз чаще взрослых. Для сравнения: частота дыхания взрослого – около 20 раз в минуту, малыша в возрасте года – 33 – 36 раз, младенца – от 30 до 45 раз в минуту.
Кроме этого, новорожденные не умеют дышать ртом. Они научатся столь необходимому умению только при первой заложенности носа: во время простуды или аллергии.
Форма и цвет глаз
Размер детских глаз остается неизменным на всю жизнь. Именно поэтому глаза младенца кажутся нам такими огромными и глубокими. А вот нос и уши имеют свойство расти всю жизнь. Помимо этого, удивительно то, что каждый ребенок, за редким исключением, рождается с серым или голубым цветом радужной оболочки. Это обусловлено временным недостатком пигмента под названием меланин. Уже в процессе взросления цвет глаз приобретает постоянный оттенок, это происходит примерно к полугоду. ()
Способность к плаванию
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Все время своего развития до рождения плод проводит в водной среде, поэтому у более 90% младенцев сохраняется плавательный рефлекс. Именно благодаря ему кроха способен плавать и нырять, совершая барахтающиеся телодвижения. Организм малыша способствует сохранению кислорода для легких и сердца, замедляя кровоток к пальцам конечностей и уменьшая частоту биения маленького сердечка на целых 20%. Если рефлекс не закрепить, он будет утрачен к 3 – 4 месяцам. ()
Сердцебиение
Сердце крохи бьется невероятно быстро – с частотой до 130 – 160 колебаний в минуту. Во время плача частота может достигать 200 ударов. Для сравнения, частота колебаний сердца совершеннолетнего человека – 60 – 80 в минуту.
Зрительные особенности
Зрение новорожденного – это еще недостаточно изученное явление. Только недавно учеными была опровергнута теория о том, что малыш видит окружающий мир плоским. На самом деле ему с рождения доступно трехмерное изображение.
В остальном наука непреклонна – кроха видит не очень хорошо, всего на 25 – 28 см, что приблизительно будет равно промежутку от соска матери до ее глаз. Первые пару недель после родов малыш воспринимает окружающую реальность в черно-белых тонах и только к третьей недели после рождения начинает постепенно различать цвета. Любой младенец отдает предпочтение ярким оттенкам и крупным рисункам, на них проще сфокусировать взгляд.
Еще один интересный факт – младенцы намного реже, чем взрослые, моргают: всего 1 – 2 раза в минуту. Пока медицина не способна найти причины этой физиологической особенности.
Вкус
Пищевые пристрастия малыша формируются еще на 7 – 9 месяцах беременности матери и окончательно закрепляются к первому году жизни малыша. Доказано, что младенцу приятнее уже знакомые запахи и вкусы, которые поступали в его организм ранее – с грудным молоком или в составе амниотической жидкости. Эта физиологическая особенность объясняет то, почему новорожденные на грудном вскармливании быстрее привыкают к прикорму, чем те дети, которых кормили искусственными смесями.
Метеозависимость
Светловолосые младенцы более остро реагируют на изменение погодных условий, чем их сверстники-брюнеты. Повышенной чувствительностью отличаются близнецы и двойняшки, недоношенные детки. Эта восприимчивость еще больше увеличивается после болезней, стрессов и прививок.
Именно таким маленький человечек приходит в наш мир. Не удивляйтесь и не переживайте, если он не соответствует вашим ожиданиям. Уже через несколько недель вы научитесь понимать своего кроху и общаться с ним на языке взглядов и жестов. Новорожденный адаптируется к окружающему миру: научится плакать, очаровательно улыбаться и радостно гулить при виде вас.
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!