Как сказал Павлов И. П., "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга". Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, помимо всего прочего, необходимо развивать мелкую моторику. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает. Данное занятие не только знакомит малышей с признаками наступления весны, но и направлено на развитие мелкой моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
(с элементами развития мелкой моторики)
(2 МЛАДШАЯ ГРУППА)
Воспитатель: Кущенко Л. Ю.
МДОУ ЦРР Д\С № 7 « Солнышко»
ЦЕЛИ.
Закрепить знания о смене времен года, дать представления об изменениях, происходящих весной в природе.
Уточнить знания детей о перелётных птицах (грач, скворец, ласточка), поведении птиц весной, знакомить с понятием «перелётные птицы».
Продолжать знакомить с понятием «дикие животные», с названиями детёнышей животных, образом жизни животных в весенний период.
Знакомить детей с растениями (дерево), частями (ствол, корни, ветки).
Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (солнышко, ручей, лучи, подснежник, почка…); глаголов (звенит, тает, набухает,..).
Закладывать основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать речь, воображение, творческие способности, учить отвечать на вопросы предложением.
Развивать умение слушать речь, понимать содержание, соотносить слова с
Движениями пальцев.
Формировать чувство ритма, координацию движений.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
ОБЩИЙ СБОР.
Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).
Правильно, это весна. Как узнали, что наступила весна?
- /показ картинок с изображением признаков весны: светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, прилетают грачи; дети называют признаки/.А сейчас с помощью пальчиков расскажем и покажем, что происходит весной в природе.
Пальчиковая гимнастика «Весна пришла».
(дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения)
Снова солнце в небе улыбается
, (соединить запястья, пальцыРазвести)
Снег растаял, ручейки звенят,
(взмахи кистями вверх - вниз; ладониПараллельно друг дружке –
Зигзагообразные движения)
И подснежник первый распускается
, (ладони соединены – бутон-Распускается)
С юга птицы с песнями летят. (
большие пальцы перекрещены,Остальными - взмахи)
Молодцы. Послушайте, кто это поёт? – (
звучит аудиозапись ).Правильно, это птицы. Почему так весело поют? - / ответы детей /.
Какие птицы прилетают к нам весной? - / показ картинок с изображением грача, скворца, ласточки; дети называют птиц /.
Как назовём этих птиц одним словом? - / хоровые и индивидуальные ответы детей/. – Правильно, это перелётные птицы. Что делают птицы весной? - / ответы детей /.
Захотели птицы пить и прилетели к лужице воды напиться. Давайте покажем, как птицы пьют воду.
Упражнение для пальчиков
«Птица пьёт водичку»
Наклонилась, (большой и указательный пальчики сложены в
Виде клюва)
Захватила, (опустить «клюв»)
Поднялась (поднять кисть вверх )
И проглотила. (открыть и закрыть «клюв»)
Упражнение на дыхание «Ветерок»
Весной дует ветер. Как дует сильный ветер?- / дети показывают / - А теперь подул лёгкий ветерок. Как он подул? А теперь опять налетел сильный ветер.
Сильный ветер разбудил зверей в лесу. Какие звери живут в лесу? - / ответы детей /. – Правильно, в лесу живут дикие животные. Кто проснулся в лесу? - / показ игрушки – медведя /.
Упражнение «Мишка»
(дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения )
Мишка вылез из берлоги, (показывают руками )
Огляделся на пороге, (руки на поясе, повороты)
Потянулся он со сна. (руки вверх, тянутся )
В гости к нам пришла весна. (руки вытянуты вперёд, взмахи
Кистями)
А это кто вылез из-под куста? - / показ игрушки – белого зайчика, ответы детей/. – Да, это заяц. В какое время года у зайца белая шубка ? - / ответы /. – Что происходит с зайчиком весной? - /ответы детей, показ игрушки – серого зайчика/.
- Давайте расскажем и покажем сказку «Приключения зайки».
(обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных из пальцев рук).
Жил-был возле леса на полянке (пальцы скрещены ), где росли красивые цветы (запястья вместе, ладони слегка разъединены ), заяц (большой и указательный пальцы подняты вверх – «ушки» ). Ему было очень скучно (« ушки» опущены ), и он пошел искать друга (пальчики «идут »). В лесу («ёлка» из пальчиков ) он встретил другого зайчика («ушки»). На их беду, в лес прибежал волк - зубами щелк (соединить и разъединить большой и указательный пальцы). Убежали зайцы («бегут» пальчиками ), спрятались и думают, что им сделать. И решили они построить дом (Посмотрели зайцы (соединить большой и указательный пальцы в колечки, поднести к глазам) , что волка нет, и пошли в лес. Они пилили (ладони параллельно друг другу, движения вперёд-назад ), рубили (движения ладонями вверх-вниз), молоточком колотили (пальцы в кулачок, постукивают ) и построили себе дом (соединить пальцы, запястья развести). А в доме стол (пальцы одной руки сжаты в кулачок, накрыть сверху ладонью ), стул (ладонь прямо, вторая сжата в кулачок – приставить ), кровать и крепкий замок (пальцы соединены между собой, закрыты ). Прибежал на стук волк - зубами щелк (упражнение «Волк »), посмотрел на дом зайцев (упражнение «Бинокль »)и убежал прочь (пальчики «бегут»). А зайцы стали жить - поживать и добра наживать.
Весной у животных появляются детёныши.
Игра с массажным мячиком « Назови детёныша»
(индивидуальные ответы детей )
Весной просыпаются не только звери. Греет солнышко, идёт дождик, просыпаются деревья (показ картинки – дерево без листочков ).
- Давайте покажем, какие части есть у дерева (дети называют и показывают):
Локти соединить – ствол
Пошевелить пальцами – ветки
Кисти опустить вниз – корни
Что происходит с деревом весной? - / ответы детей /. – Правильно, на деревьях набухают почки -/ показ картинки /. - Давайте их покажем: ладони соединить, округлить – «почки»; отвести пальцы в стороны – «почки» раскрываются.
Молодцы. О чём мы говорили на занятии? - / ответы детей /.
Давайте ещё раз вспомним, что происходит весной в природе
(дети повторяют за воспитателем слова и движения ):
От сосулек звон, звон!
Просыпайся клён, клён!
Растопился снег, снег!
Ручейки в бег, в бег!
Гром шагает: топ, топ!
Почки слышно: хлоп, хлоп!
(Г. Лагздынь)
ДЕТИ ПО ОЧЕРЕДИ ДОСТАЮТ ИЗ МЕШОЧКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЦЕНТРАМ АКТИВНОСТИ, И РАСХОДЯТСЯ ПО ЦЕНТРАМ.
ЦЕНТР ИЗО.
Рисование « Почки на деревьях».
Цели: продолжать учить детей использовать для рисования различный материал _ ватные палочки; закрепить знание цвета _ зелёный, коричневый; развивать творческое воображение; воспитывать любовь к природе, желание изображать её в рисунке; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: ½ альбомного листа с изображением дерева, ватные палочки, краски зелёного и коричневого цвета.
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ.
«Солнышко», «Тучка, дождик», «Трава».
Цели: закреплять знание цвета (жёлтый, зелёный, синий), формы (круг, овал), признаков весны, умение соотносить цвет; упражнять в счёте в пределах пяти; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: геометрические фигуры (круг жёлтого цвета, овал синего цвета,
прямоугольник зелёного цвета, прищепки соответствующих цветов).
ЦЕНТР ПЕСКА.
«Кто живёт в весеннем лесу».
Цели: продолжать знакомить детей с дикими животными; закрепить понятия «высокий_низкий» (деревья в лесу); развивать мелкую моторику пальцев рук; создать положительный эмоциональный настрой; развивать коммуникативные навыки.
Материал: тазик с песком, мелкие игрушки (медведь, заяц, лиса, волк), деревья разной высоты.
Индивидуальная работа логопеда с «особым» ребёнком Владом К. по теме.
Итог занятия . Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- ПетербургОписание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи. Ой, а к нам и правда кто – то стучится, кто же это может быть? Давайте мы с вами посмотрим, кто же это?
Ответы детей.
Воспитатель: И правда, это к нам в гости пришла весна, а точнее дочь весны, а зовут ее – Весняночка. Проходи, Весняночка, будешь нашей гостьей. Послушай, Веснянка сколько всего интересного о тебе знают наши детки. Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего – то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.
Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.
Воспитатель: Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Вспомните, на 8 Марта, обычно дарим бабушкам?
Ответы детей: Мать и мачеха, мимоза.
Воспитатель: Умнички. Обратите внимание, пожалуйста на картинки. Составьте несколько предложений по ним.
Дети составляют.
Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно – это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Варвара: Май раскрасил мир зеленым,
Белым, розовым, веселым!
Взять мелки, бежать во двор,
И раскрасить там забор.
Рисовать мелками счастье,
И девчонкам крикнуть: «Здрасьте!»
Рисовать, писать, играть!
Май пришел - пора мечтать…
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови – ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови – ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей – ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза – мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако – облачко;
цветы – цветочки;
трава – травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).
Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.
Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».
Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну чтож ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.
«Путешествие в весенний лес»
конспект занятия по развитию речи для детей младшего возраста.
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе весной, на примере леса через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с характерными признаками весенней природы;
- Учить употреблять существительные с предлогом В, через д/и «Кто где живет?», называть местообитание диких животных.
- Знакомить с правилами поведения в природе.
- Учить пользоваться мнемотаблицами (мнемотехника).
Развивающие:
- Закреплять представления о деревьях (березке и елочке), цветах, животных; расширять представления о простейших связях в природе.
- Расширять и активизировать предметный словарь детей (подснежники, берлога, дупло, логово). Выявить уровень развития у детей речевых умений: Отвечать на вопросы полным предложением; составлять предложения по сюжетным картинкам; читать наизусть знакомое произведение; использовать слова с предлогами; продолжать учить детей отгадывать загадки; упражнять в звукоподражании.
- Развивать двигательную активность детей, координацию, ориентацию в пространстве, координацию слов с движениями через использование физических упражнений, хороводной игры, пальчиковой гимнастики.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к весеннему пробуждению в природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Интеграция образовательных областей:
«речевое развитие» - развитие речевого общения детей в ходе беседы;
«познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, ознакомление с миром природы;
«социально-коммуникативное развитие » - формирование навыков безопасного поведения в природе; готовности к совместной деятельности со сверстниками;
«физическое развитие» - двигательная активность детей во время физических упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики.
«художественно-эстетическое» - слушание звуков природы, пения птиц.
Методы:
Словесный (беседа, диалог, вопросы, речевые упражнения)
Наглядный (рассматривание иллюстраций, показ, демонстрационный материал, карточки с изображением диких животных, деревья);
Игровой (дидактическая игра «Назови птиц», « Кто в лесу живёт?», «Кто, где живет?», физминутки «Вышел мишка из берлоги», «Вместе по лесу идем», пальчиковая игра «Подснежник»).
Оборудование: макет березки, елочки, подснежников, 3 шнура, 3 кубика, дуга, круги - «кочки», 2 скамейки; животные (карточки) - заяц, лиса, волк, медведь, белка, ежик, птица; домики - кустик, нора, логово, берлога, дупло; опорные схемы примет весны (мнемотаблица). Картинка-загадка «Кто, где спрятался?» и «Кто, где живет?»
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель : Проходите ребята, посмотрите как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от кого вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (весна)
В письме весна нам еще прислала интересные картинки, с разными своими приметами. Посмотрите и назовите, что происходит в природе с приходом весны?
(Рассматривание мнемотаблицы)
Мнемотаблица: Ярко светит солнышко, тает снег, бегут ручейки, появляется зеленая травка, расцветают подснежники, на деревьях появляются листочки, прилетают птицы, просыпаются животные.
(Дети по очереди называют приметы весны)
2.Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонче льется
Разговорчивый ручей.
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю на прогулку в весенний лес, где мы с вами увидим много интересного.
Собирайтесь скорей в необычный поход,
Ждут нас тайны лесные,
В лес тропинка зовёт.
Подумайте, какую одежду нам нужно надеть, чтобы пойти в лес весной?
Дети : Шапку, резиновые сапоги, куртку, штаны.
(Имитация одевания)
Воспитатель: Правильно. Не будем терять время, отправляемся в путешествие. Идите за мной. В лесу нельзя далеко уходить от взрослых, можно заблудиться.
Прохождение пути препятствий:
Вот узкая тропинка. (ходьба по шнуру)
Перешагиваем через пеньки. (ходьба с перешагиванием через 3 кубика)
Здесь бежит широкий ручеек. (на полу лежат два шнура) Как мы его можем пройти? Мы его перепрыгнем, перешагнем. (прыжки на двух ногах через препятствие).
Вот деревья наклонились низко-низко и нам надо наклоняться (подлезание под дугу)
Ребята, вот мы дошли до болота, на болоте нужно быть осторожными, если мы упадём в болото, то можем утонуть. Чтобы нам не упасть в болото, мы пойдём по кочкам. Идите аккуратно, осторожно друг за другом, не толкайтесь.
Воспитатель:
Мы с вами преодолели все препятствие. Вот мы и очутились в весеннем лесу. (звучит музыка весеннего леса)
Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок, и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
(Присаживайтесь на бревнышко.)
Весной в лесу очень красиво, воздух чистый и свежий.
Воспитатель: Ребята, мы в лесу с вами гости, а в лесу есть свои правила поведения, громко не разговаривать, не кричать, не шуметь, т.к. можно напугать лесных жителей: зверей и птиц.
Воспитатель:
С приходом весны, все изменяется в лесу?
Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо, кажется синим - синим.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Воспитатель: Оглянитесь вокруг, какие деревья нас окружают в лесу?
Дети: Ёлка, берёза.
Воспитатель: Правильно. Назовите части дерева.
Дети: Ствол, ветки, листики (иголки), корни.
Воспитатель: Скажите, чем отличается березка от елочки?
Дети: У березки белый ствол, а у елочки коричневый. У березки распускаются листики, а у елочки иголки всегда зеленые.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что растет под деревьями?
Дети: Цветы.
Воспитатель: Это подснежники. Самые первые цветы, которые расцветают в лесу. Сколько их здесь?
Дети: Много подснежников.
Воспитатель: Ребятки, можно ли рвать цветы?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Почему? (высказывания детей)
Пальчиковая гимнастика « Подснежники»
Подснежников цветки (Переплести пальцы
Распускают лепестки. Плавно разжать пальцы
Ветерок чуть дышит, Легко плавно подуть
Лепестки колышет. Пошевелить пальцами
К цветку носик приближаем, Податься вперед
Аромат цветов вдыхаем. Втянуть носом воздух)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много в лесу разных птиц на деревьях.
Назовите, какие птицы сидят на ветках деревьев?
Дети: Ворона, сорока, дятел, синица, воробей.
Воспитатель: - Маша, какая птица сидит на берёзе? (Сорока, воробей)
Саша, а какие птицы сидят на ёлке? (Ворона, дятел, синица)
Правильно. Весной птицы возвращаются домой из жарких стран, потому что на улице стало тепло. Стало больше корма для птиц. Птицы рады возвращению домой. Они весело щебечут. Послушайте, как красиво поют птички в лесу.
(Музыка пения птиц)
Воспитатель: Продолжаем нашу прогулку по весеннему лесу.
Физминутка «Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте).
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания - руки в стороны).
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой).
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания - руки вверх).
Отдохнуть мы все успели
И тихонечко присели.
Воспитатель : А где же лесные жители? Они нас немного, наверное, испугались и спрятались. Мы с вами попробуем их отыскать.
Работа по картинке-загадке «Кто, где спрятался?»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку. Как вы думаете, кто спрятался за деревом? (За деревом спрятался медведь.) Как вы догадались? (Видны лапы.) Чьи это лапы? (Медвежьи лапы.)
А из-за куста, чей хвост выглядывает? (Лисий хвост.) Кто там, за кустом спрятался? (За кустом спряталась лиса.)
Воспитатель: Каких еще жителей леса вы знаете?
Словарная работа «Назови жителей леса»
Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк, ежик)
Воспитатель: Правильно, а если они все живут в лесу, как их можно назвать одним словом?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель:
Весной в лесу просыпается не только природа, но и звери, которые спали зимой. Скажите, какие звери просыпаются весной? (Медведь, ежик). А где медведь спал зимой? (в берлоге). Правильно, весной у медведицы рождаются маленькие медвежата. Весной некоторые животные меняют свои шубки на более легкие, например, белка, становится серой. А какие животные еще меняют свою шубку? (заяц) Правильно. Он становится серым.
Воспитатель:
А сейчас поиграем в мишек.
Физминутка «Мишка вылез из берлоги».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед, (наклоны)
Вот он по лесу идет (имитируем движение - ходьбу)
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя - витаминки. (наклоны вперед)
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся.
Воспитатель: У каждого животного в лесу есть свой дом. А знаете ли вы кто из них, где живет?
Дидактическое упражнение «Кто, где живет?» детям предлагается расселить животных в свои лесные домики.
Волк живет в логове.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Птица живет в гнезде.
Ежик в траве.
Мышка в норке.
Дидактическое упражнение «Назови детенышей»
Детеныши волка — волчата.
Детеныши зайца — зайчата.
Детеныши ежа — ежата.
Детеныши лисы — лисята.
Детеныши медведя — медвежата.
Детеныши белки — бельчата.
Детеныши мыши — мышата.
Воспитатель: Какие вы догадливые, помогите мне отгадать загадки. Но только к отгадкам нужно добавить голос - сказать, кто как говорит, какие звуки издает.
Отгадывание загадок со звукоподражанием:
В шар свернулся под ногами.
На спине с тремя грибами.
Не споткнись — вдруг упадешь!
Это же колючий … еж. Звукоподражание: ф-ф-ф.
До ушей зеленый рот,
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает … лягушка. Звукоподражание: ква-ква.
Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о … сове. Звукоподражание: у-ух.
Очень тоненько жужжит
И над нами он кружит.
Берегись и млад, и стар..
Кровь у всех сосёт... комар Звукоподражание: з-з-з.
Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Лес очистить от жучков -
Проще пары пустячков!
Леса друг - приятель,
Это пёстрый… дятел. Звукоподражание: тук-тук.
У этой птицы нет гнезда,
Но это вовсе не беда.
И на деревьях у опушки
Кто нам «ку-ку» поет? … Кукушка. Звукоподражание: ку-ку.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали. Но кукушка не просто так нам куковала. Она напомнила нам о том, что наша прогулка подошла к концу и пора нам возвращаться обратно в детский сад. Скажите до свидания нашему лесу. Пойдемте обратно, снова через болото, пеньки и речку.
Воспитатель: Вам понравилась прогулка в лес? А что понравилось больше всего?
Молодцы, мне тоже очень понравилось гулять с вами в весеннем лесу.
Тема: « Пришла весна».
Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: Образовательная. Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знания о законах природы их сезонности на примере зима – весна. Развивающая. Развивать у воспитанников логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать у детей умение видеть простейшие причинно – следственные связи и закономерности. А также развивать творческие способности воспитанников. Воспитательная. Воспитывать у детей любовь и интерес к окружающему миру. Оборудование. Солнышко, тучки,подснежник, цветок с загадками – из воздушных шариков; силуэты птичек, шапочки – маски птиц; проталинки; краски; стаканчики с водой; плакаты: ранняя и поздняя весна, девушка Весна; магнитофон; диски с записью «Голоса природы»; музыка П.И. Чайковского « Подснежник»; цветы и птицы из бумаги; воздушный шар наполненный гелием; письмо. Предварительная работа: проведение бесед о весне, а так же наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.Ход занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть.
«Здравствуйте дорогие ребята!
Волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Тогда оживёт, проснётся природа и наступит Весна. Вся надежда только на вас. За ранее спасибо ваша Весна.
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы помочь Весне? Дети: Да, готовы. Воспитатель: Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес. – Отправляемся! Но прежде я прощу Вас закрыть глаза:Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!
(В это время звучат «Звуки зимнего леса». Ребята вместе с воспитателем проходят в группу и оказываются в заколдованном лесу.) Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. – Посмотрите, солнышко не светит, нет капели, птички не поют, снег не растаял, цветочки не распустились. Здесь нет весны. Какое ещё время года в лесу? Дети: Зима. Воспитатель: А кто должен прийти после Зимы? Дети: Весна. Воспитатель: Как было написано в письме, нужно выполнить задания, для того чтобы расколдовать Весну.- Задание. Дидактическая игра« Времена года».
- Задание. Игровое упражнение « Солнышко».
- 1 пара детей выкладывает солнышко из палочек и кружочка на бархатной бумаге;
2 пара детей выкладывает солнышко из фасоли на пластилиновой основе;
3 пара детей собирает солнышко из прищепок;
- Задание. Игра « Птицы».
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
–Что такое? Мухи, говорите? Насекомые? Прекрасно: правильно вы сказали, игра продолжается.Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
– Что такое? Почему остановились? Дети: Куницы – это животные, а не птицы. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Давайте дальше.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
– Макароны не птицы? А что же это такое? Дети: Их используют в пищу. Воспитатель: Игра продолжается.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки
–Что, не нравятся болтики? Уберём. Гаечки, кукушки. – А теперь, что вы сигналите? Ах, гаечки не птичке? Позвольте одно штрафное очко вам добавить.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки …
–Ну что вы сигналите? Не «плюшки» – я сказала совы – сплюшки.Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам понравилось играть. А теперь снимайте шапочки – маски. (Пока дети снимают шапочки – маски, педагог вносит разноцветный цветок, на котором приклеены загадки о весне.) Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали уже много. Чтобы Весна смогла прийти к нам, осталось выполнить самое последнее задание. Нам необходимо перечислить приметы Весны. Для этого мы должны отгадать загадки.- Задание « Загадочный цветок».
- Доброе хорошее
- Бегу я, как по лесенке,
- На ветках плотные комочки
- Из под снега расцветает
- Гости прилетают весной
Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг наш зимний пейзаж, стал совсем весенним. И мы своими знаниями и умениями расколдовали весну, и она пришла к нам в гости.
(В этот момент звучит музыка «Звуки весеннего леса») Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора вернуться в нашу группу. Закрываем все глаза: Раз, два, три, четыре, пять! Все, кто погулял, Оглянитесь, повернитесь В группе вместе очутитесь!- Итог.
Занятие на тему: «Что такое весна».
Занятие для детей второй младшей группы (3-4 года).
Задачи:
- Формировать представления о временах года; познакомить со временем года – весна; развивать внимательность, наблюдательность.
Воспитывать любовь к природе.
Цель:
Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны; развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Демонстрационный материал :
картины: «Ранняя весна», «Птицы прилетели», «Весна», «Цветы», «Насекомые».
Методика проведения занятия:
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель загадывает загадки о весне.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла...
(Весна.)
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи,
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна,
Отступает непогода,
Это к нам идет…
(Весна).
В. :Детки, давайте поговорим с вами о таком времени года, как весна.
Солнце.
Вы заметили, что стало немного теплее? Солнце не только светит, но уже греет. Дни стали длиннее. А помните, как было зимой?
Небо
. Посмотрите на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим – синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!
Ветер.
Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром.
Снег
. Снег часто идет с дождем. Снег на земле становится серым, грязным. Стало намного теплее, ласково пригревает солнышко и снег тает. Детки, а где же снег тает быстрее? На солнечной стороне или в тени? Вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины.
Лед.
На снегу образовалась ледяная корочка, она называется наст. Эта ледяная корочка образуется из-за подтаивания и последующего замерзания снега. Детки, а какие мы с вами видели на прогулке сосульки? Помните, как они образуются? С разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем, - острые и тонкие, на теневой стороне – сосулек меньше и они другой формы.
Деревья.
Солнце сквозь ветки деревьев проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Это происходит потому, что теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. С появлением тепла оттаяла почва и появляются первые растения.
Птицы
. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.
А сколько месяцев у весны? Правильно: три!
Сейчас я вам расскажу какие изменения происходят в каждом месяце, но прежде отгадайте загадку:
Прошла зима,
И каждый рад,
Спешит весна
И месяц (март)!
За ним другой стучится в дверь,
Он называется (апрель)
И третий месяц вспоминай,
И называется он (май).
Март-протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи. Дети, давайте послушаем стихотворение «Март».
Март
Отшумели все метели
И морозы не трещат
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
В. Ребята, когда тает снег, бегут ручьи – то это ранняя весна. (Дети повторяют за воспитателем, что весна ранняя).
Детки, давайте с вами посмотрим на эту картину «Ранняя весна». Что вы видите?
Д. На картине еще лежит снег, на деревьях нет листочков, на речке еще лежит лед, трава не выросла.
В . Что капает с крыш?
Д . С крыш капают сосульки.
В . А, как называется, когда капают сосульки?
Д . Капель (индивидуальные ответы детей).
В. Вы все правильно рассказали про раннюю весну. А теперь мы с вами поговорим о весеннем месяце Апреле.
Апрель – снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями, тает снег.
На веточках появляются маленькие комочки. Это почки. Из них скоро появятся первые листочки. Кое –где на открытых участках уже появилась первая травка.
Апрель
Апрель, апрель
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи
На дорожках лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Физкультминутка. А теперь давайте немножко поиграем с вами в игру «Веснянка»:
Солнышко- солнышко, золотое донышко… (дети идут по кругу, все держатся за руки)
Побежал в лесу ручей (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей (дети бегут по кругу, разводят в стороны руки, имитируют полет птиц)
А сугробы тают, тают (дети медленно приседают)
А цветочки подрастают (дети встают на цыпочки и все тянутся руками вверх)
Садимся на стульчики и продолжим наш разговор о весне.
И поговорим с вами о весеннем месяце мае:
Май – травень, потому что всюду появляется травка, и тянутся к солнцу молодые листья, расцветают деревья и кустарники.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник, в первый день
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
В. Детки, давайте поговорим, так что же мы знаем о весне?
В. Кто прилетает к нам из теплых краев?
Д. Из теплых краев прилетают птицы.
В. А какие птицы прилетают в наш город?
Д. Прилетают ласточки, грачи, скворцы. (рассматривание картины «Птицы прилетели»)
В. Ребята, а какие насекомые просыпаются после зимы?
Д. Просыпаются муравьи, пауки, жуки, бабочки (рассматривание картины «Насекомые») .
В. Ребята, посмотрите на эту картину «Весна». Что изменилось?
Д. На деревьях появились зеленые листочки, на земле выросла трава, птицы летают высоко.
В. Хорошо! Как называются первые весенние цветы?
Д. Первые весенние цветы называются подснежники.
В. Правильно, а какие еще весенние цветы вы знаете?
Д. Весной цветут одуванчики, ландыши (рассматривание картины «Цветы»).
Физкультминутка . Подвижная игра «Птички прилетели».
В. Ребята, вы молодцы, сейчас мы поиграем в интересную игру.
(Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга)
В.: Маленькие птички! Раз- два! Раз – два! (дети выполняют взмахи руками)
Скок – скок! Скок – скок! (прыгают на месте на двух ногах, руки на поясе)
В.: Маленькие птички! Раз – два! Раз – два! (дети выполняют взмахи руками)
Хлоп – хлоп! Хлоп – хлоп! (хлопают в ладоши)
Маленькие птички! Раз-два! Раз- два! (дети выполняют взмахи руками)
Топ- топ! Топ – топ! (топают ногами, руки на поясе)
Маленькие птички! Раз- два! Раз – два! (дети выполняют взмахи руками)
Разлетайтесь кто куда! (Разбегаются врассыпную и садятся на стульчики)
Ребята! Вы молодцы! Занятие наше подошло к концу. На прогулке мы с вами обязательно понаблюдаем за изменениями в природе, о которых сегодня говорили.