Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою.
А Мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А Жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.»
А.А. Солодовников
Для любого православного христианина Пасха - едва ли не самый главный религиозный праздник в году. Объяснение тому имеется простое: в указанный день - а каждый раз он выпадает неодинаково, но бывает непременно весной - воскрес из мертвых Сын Божий, которого безбожники распяли на кресте, предав унижениям и мучениям.
Примечательно, что с Пасхой тесно связано еще одно православное торжество, посвященное уже не Творцу, а обычным людям, притом женщинам, проявившим себя бесстрашно и преданно по отношению к Иисусу. В 2019 году дата эта приходится на 12 мая. Кем были жены-мироносицы и почему им посвящен отдельный праздник, читайте в данной статье.
Историческая справка
Как нам известно из Библии, тело Иисуса, испустившего дух в результате перенесенных им страданий, было помазано благовонными маслами, и сделали это двое благочестивых мужчин: Иосиф Аримафейский и Никодим. Данный обряд они совершили непосредственно перед погребением. Когда же Христос уже лежал во гробу, в пещеру, служившей ему усыпальницей до поры до времени, решили отправиться несколько женщин. Цель у христианок была аналогична той, которую преследовали прежде упомянутые выше представители сильного пола: помазать тело Учителя благовонными маслами. Таков имелся обряд у иудеев, и осуществлялся он по традиции в первый день после субботы. Женщины не изменили обычаям и пустились в путь в воскресенье. Теперь должно быть ясно, почему их назвали женами-мироносицами.
По дороге христианки обсуждали важный на тот момент вопрос: «кто отвалит камень от гроба». Но им не понадобилось выбирать в своих рядах добровольца, поскольку обо всем перед приходом жен-мироносиц позаботился сам Господь Бог. На землю спустился Ангел, в результате произошло землетрясение, и вход в пещеру оказался совершенно свободным. Когда же благочестивые женщины достигли конечного пункта своего пути, то стали свидетельницами произошедшего. Увидели они и Ангела, который сообщил им, что Христос воскрес и ожидает своих учениц в Галилее.
Так написано в Евангелии от Матфея. А вот согласно Евангелию от Иоанна, первой ко гробу Господню пришла Мария Магдалина. Женщина горько плакала, так как полагала, будто тело Учителя похитили коварные иудеи-безбожники. Но тут скорбящей явился сам Иисус Христос и объявил о том, что он воскрес и просит оповестить о случившемся всех учеников, добавив: не прикасайся ко Мне, пока Я не восшел к Отцу. Мария Магдалина, обрадованная, поспешила выполнять повеление Учителя и встретила по дороге другую Марию. В этот момент уже обе женщины увидели Иисуса, который повторил свою просьбу. Однако, услышав благую весть, апостолы не поверили христианкам. Впрочем, это уже другая история...
Церковное же предание иначе освещает события того дня: если верить данному информационному источнику, то первым воскресшего из мертвых Христа узрела Матерь Божия, а не Мария Магдалина. Так или иначе, но те служители церкви, что учредили празднование дня памяти жен-мироносиц, по всей видимости придерживались истинности третьего варианта развития событий.
И церковное предание, и Евангелие в любом случае сохранили имена благочестивых женщин. Это:
- равноапостольная Мария Магдалина;
- святая Иоанна - жена Хузы, домоправителя Иродова;
- праведные Мария и Марфа - сестры Лазаря;
- Мария - мать Иакова Малого и Иосии;
- Сусанна, Соломия;
- святая Мария Клеопова и др.
Интересно, что Мария Магдалина упоминается во всех церковных источниках информации о женах-мироносицах. В Библии сказано, что из этой женщины Иисус при земной своей жизни изгнал семь бесов.
Иоанна, супруга домоправителя царя Ирода по имени Хуза, следовала за Христом, когда тот совершал проповедь, и верно служила Ему.
Марфа и Мария являлись праведными сестрами Лазаря. Эти две женщины уверовали во Христа до того, как Иисус воскресил их брата, но уже после гонений на Иерусалимскую церковь и изгнания Лазаря из Иерусалима.
Мария Клеопова приходилась дочерью праведному Иосифу Обручнику и являлась его ребенком от первого брака. Она пребывала в самом расцвете ранней юности, когда Дева Мария стала женой Иосифа.
Надо сказать, что вся третья после Пасхи седмица носит имя праведных женщин, шедших ко Гробу Господню, дабы умастить его тело маслами. Она так и называется: Неделя жен-мироносиц.
Православные и народные традиции
День святых жен-мироносиц сегодня многими верующими считается аналогом Международного женского дня - всем известного 8 марта. В праздник День святых жен-мироносиц в храмах, как правило, прихожанкам дарят цветы, а в домашней обстановке христиане поздравляют своих родных, знакомых и коллег женщин: конечно, в случае, если те являются православными.
Кроме того, в некоторых храмах России в День или в течение всей недели святых жен-мироносиц - везде по-разному - священники служат мирской сорокоуст по умершим прихожанам церкви. Такая практика имеет место быть. Скажем, в селе Сергачская Ачка, что на Смоленщине. А в другом населенном пункте озвученной области - Аксеново Рыбновского района - в субботу, накануне праздника верующие посещают могилы родных и близких, оставляя на них крашеные яйца.
В народе также не обошли стороной эту религиозную дату. Славяне издревле именовали День святых жен-мироносиц Бабьим праздником. Существовали у него и другие наименования: Кумитное, Лалынки, Шапшиха, Маргошенье, Маргоски, Кумишное, Бабья яичница, Бабья братчина. Неделю жен-мироносиц, соответственно, величали Бабьей неделей.
В этот по всем статьям женский праздник День святых жен-мироносиц в определенных местностях на Руси совершали так называемый обряд кумления. Обрядовой едой служила яичница: «бабья» или «девичья». К примеру, в одном из районов Костромской области - Чухломском - разыгрывалось окликанье женщин с исполнением специальных песен-окличек. Последние содержали в своем тексте приглашение выйти на крыльцо с куриным яйцом в руках, обращенное к местным представительницам прекрасной половины человечества. Обряд проводился на рассвете или даже до восхода солнца. А в Рославльском уезде Смоленской губернии женщины шли за околицу дружной гурьбой, жарили на костре яичницу и пели весенние песни. К слову, съедая блюдо, приговаривали: «Дай, Боже, чтоб нам лен уродился куделен!».
В День святых жен-мироносиц каждой христианке полагалось побывать в храме, отстоять обедню. По окончании богослужения женщины заказывали все вместе общий молебен. Требу эту они оплачивали не деньгами, а, как вы уже, наверное, догадались, яйцами, в некоторых случаях - льном. Вечером приверженки народных старинных обычаев устраивали бабий пир.
День святых жен-мироносиц - праздник достаточно светлый и очень добрый, проникновенный. Его наличие показывает уважительное отношение в христианской среде к женщине как таковой.
Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале “Православие и мир”.
В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.
Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.
Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?
Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.
Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.
«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.
С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».
Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.
Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».
Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!
Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».
А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.
ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.
Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.
Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.
И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.
Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…
И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…
Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.
И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.
Через две недели после Пасхи православная церковь отмечает праздник жен-мироносиц. В 2019 году он приходится на 12 мая.
Верующие вспоминают о тех, кто из любви к Спасителю принимал Его в своих домах, а позже последовал за Ним к месту распятия на Голгофу.
Эти женщины были свидетельницами крестных страданий Христа. Утром в воскресенье они пришли ко Гробу Господню, чтобы, согласно обычаю иудеев, смазать тело Иисуса миром.
Традиции празднования Дня жен мироносиц
В день праздника жен-мироносиц мы вспоминаем о том, что они первыми узнали о воскрешении Христа и рассказали об этом другим людям. Эти женщины отличались кротостью, смирением, терпением, потому и стали образцом для подражания.
Их имена известны всему православному миру: Саломия, Сусанна, Иоанна, Мария Магдалена, Марфа, Мария Клеопова.
Их образ стал собирательным, поэтому в праздник жен-мироносиц, который считается православным женским днем, мы поздравляем близких женщин – супруг, матерей и сестер.
Праздник жен-мироносиц в старину также называли Бабьим праздником, Бабьей яишней. Существовали и другие названия: Кумитное, Лалынки, Шапшиха, Маргошенье, Маргоски, Кумишное, Бабья братчина.
Этот праздник отмечался на Руси в течение нескольких веков. Накануне его женщины собирали вскладчину хлеб, выпечку, яйца и другие продукты для общего застолья.
В праздничный день, после обедни в церкви, заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. За эту службу платили не деньгами, а яйцами, иногда – льном.
В некоторых селах проводились обряды «кумления девушек» (так называли выбор душевной подруги и обмен с нею подарками), «крещения и погребения кукушки» – символизирующей женское начало куклы, изготовленной из травы «кукушкины слезки».
А вечером начиналось гуляние с плясками и песнями, в котором участвовали только женщины. Мужчинам было запрещено принимать участие даже в подготовке к этому торжеству. Главными блюдами праздничного стола были яичница и кушанья из мяса кур.
Также на неделе, когда отмечался праздник жен-мироносиц, в каждом приходе служился общий сорокоуст – мирской, по покойным членам прихода. Верующие посещали кладбища и оставляли на могилах яйца-крашенки.
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2-й.
Сщмч. Симео́на, еп. Перси́дского. Прп. Ака́кия, еп. Мелити́нского. Прп. Зоси́мы, игумена Солове́цкого. Обре́тение мощей прп. Александра Сви́рского (службу зри 30 августа).
Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря . Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц) .
Примечание. В храме святых жен-мироносиц служба (малая и великая вечерня, утреня и Литургия) во всем подобна службе вмч. Георгия, только на вечерне читаются паримии с Недели всех святых, на утрене по полиелее – величание: «Велича́ем вас, святы́я мироно́сицы, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́ Бо́га на́шего». Псалом избранный: «Блажен муж, боя́йся Господа…», и прочее (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 3-е «зри»).
Служба совершается по Триоди.
Календарные заметки:
С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 7, и праздника (Недели мироносиц), глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Мироно́сицы жены́, гро́ба Твоего́…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Проси́ Ио́сиф…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель мой…» (см. в Триоди на ряду).
На стиховне стихира воскресная, глас 2-й: «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, всю просвети́ вселе́нную…», и стихиры Пасхи, глас 5-й (с припевами их). «Слава» – праздника, глас тот же: «Тебе́, оде́ющагося све́том, яко ри́зою…», «И ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресе́ния день…» (в конце «Христос воскресе из мертвых…» поется единожды, как окончание стихиры).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
Примечание. «Ве́домо же бу́ди, я́ко от Неде́ли свята́го Фомы́ не быва́ет хлеболомле́ние по благослове́нии хле́бов, за кра́ткость но́щи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда́ снизше́л еси…» (дважды). «Слава» – тропарь праздника, глас тот же: «Благообра́зный Ио́сиф…», «И ныне» – ин тропарь праздника, глас тот же: «Мироно́сицам жена́м…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди).
Вместо полиелея положено петь Непорочны, то есть 17-ю кафизму.
Примечание. Пение Непорочных на воскресной утрене назначается Уставом до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
«Ангельский собор…». Ипакои, глас 2-й: «По стра́сти ше́дше…». Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Воста́ни, Го́споди Бо́же мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды) и канон праздника Триоди (Недели мироносиц) на 8.
Примечание. Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряны́не и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пасхи: «Воскресения день…».
По 3-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб снизше́л еси…», и икос, глас тот же: «Е́же пре́жде со́лнца…»; седален праздника, глас 2-й: «Ми́ра те́пле…». «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же: «Ученико́в Твои́х лик…».
По 6-й песни – кондак праздника, глас 2-й: «Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси…», и икос, глас тот же: «На гроб Твой, Спа́се…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию усну́в…». «Слава» – светилен праздника: «Жены́, услы́шите…», «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 8. «Слава» – евангельская стихира, глас тот же: «С ми́ры прише́дшим…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам – обычные воскресные (в Триоди указываются инципиты стихов). Стих 1-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; стих 2-й: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскре́с из гроба…».
На часах – тропарь воскресный: «Егда́ снизше́л еси…». «Слава» – тропарь праздника: «Благообра́зный Ио́сиф…». Кондак праздника: «Ра́доватися мироно́сицам…».
На Литургии блаженны гласа – 4 (см. в Триоди), и праздника Триоди (Недели мироносиц), песнь 6-я – 4.
По входе – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда́ снизше́л еси…», тропарь праздника, глас тот же: «Благообра́зный Ио́сиф…». «Слава» – кондак праздника Триоди, глас тот же: «Ра́доватися мироно́сицам…», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «А́ще и во гроб…».
Прокимен – Недели мироносиц, глас 6-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…»; стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́…».
Апостол и Евангелие – Недели мироносиц.
Аллилуиарий – Недели мироносиц, глас 8-й: «Благоволи́л еси, Го́споди, зе́млю Твою…»; стих: «Ми́лость и и́стина…».
Задостойник Пасхи.
Причастен – Пасхи: «Те́ло Христо́во приими́те…», и дня (воскресный): «Хвали́те Го́спода с Небе́с…».
См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 339–340.
Из этой статьи вы узнаете:
Любимый в народе православный День жен-мироносиц стал альтернативой светскому Международному дню 8 Марта, который как таковой не признаётся церковью. Всё больше семей стали поздравлять своих любимых жён, матерей, сестёр и дочерей с этим светлым православным праздником. И если ты ещё ничего о нём не слышала, тебе будет весьма кстати эта информация: ведь совсем скоро, 30 апреля, на пятнадцатый день после Пасхи, будет праздноваться День святых жен-мироносиц, любимых и почитаемых в православии.
День святых жен-мироносиц: история праздника
День святых жен-мироносиц: история праздника
Кто такие жены-мироносицы, и почему они так почитаемы русской православной церковью? История этого праздника относится непосредственно к событиям, произошедшим у Гроба Господня в момент его Воскресения. А события там разворачивались очень трогательно и умилительно.
Женщины в воскресный день пришли ко Гробу, в котором покоился распятый в пятницу Иисус Христос. Пришли они затем, чтобы умаслить его тело благовониями, в частности - миром. Отсюда и название: миро-носицы, то есть они принесли с собой миро для Сына Божия. Среди этих женщин была и знаменитая Мария Магдалина.
Идя к месту захоронения, женщины рассуждали, кто поможет им отвалить огромный камень, которым был заграждён путь в пещеру, где покоилось тело Иисуса Христа. Неожиданно случилось землетрясение, и, словно их сомнения и переживания были услышаны, камень сам откатился от входа в пещеру. Мария Магдалина первой зашла туда и обнаружила, что тела Христова во гробе нет.
Женщинам явился Ангел и сообщил, что Христос воскрес и ожидает их уже в Галилее. Но Магдалина думала, что тело было похищено для поругания, и начала горько плакать. Чтобы утешить её, ей явился сам воскресший Христос в образе обычного садовника. Так жены-мироносицы возвестили всему миру о Святом Воскресении Христовом.
С тех пор День жен-мироносиц является преходящим праздником, отмечаемым на 15-тый день, в третье воскресенье после Пасхи. Вот ближайшие по времени даты этого трогательного в своей истории праздника:
- в 2012 году - 29 апреля;
- в 2013 году - 19 мая;
- в 2014 году - 11 мая;
- в 2015 году - 26 апреля;
- в 2016 году - 16 мая;
- в 2017 году - 30 апреля ;
- в 2018 году - 22 апреля.
Жены-мироносицы свято почитаются православными, существуют специальная икона с их изображением, есть храмы, названные в их честь.
Традиции и обычаи Дня жен-мироносиц
Традиции и обычаи Дня жен-мироносиц
День жен-мироносиц был особо чтимым на Руси. В те времена, когда о празднике 8 Марта ещё и слыхом никто не слыхивал, именно в этот день было принято поздравлять всех женщин в память о том, что именно они возвестили всему миру весть о Воскресении Христовом. Помимо этого, существовали всевозможные обряды и традиции.
- Посещение храма
Каждая женщина в этот день старалась сходить на воскресную службу в храм, по возможности - исповедаться и причаститься. После службы все женщины собирались на общий молебен, причём платили священнику за эту требу исключительно яйцами.
- Яйца - праздничное блюдо Дня жен-мироносиц
Ещё накануне женщины обходили все дворы и собирали яйца. Обрядовой едой в этот день служила обычная яичница. Причём готовили общее блюдо на костре за деревней.
- Обрядовые гуляния
Все женщины собирались за деревней, где-нибудь на открытом месте. Разводили костёр, жарили яичницу, пели песни, водили хороводы. Мужчины до этого празднества не допускались.
Вот так отмечали День жен-мироносиц наши с тобой предки. Воды утекло много, но традиции постепенно возвращаются.
Праздник жен-мироносиц в наши дни
Праздник жен-мироносиц в наши дни
Что собой представляет праздник святых жен-мироносиц сегодня? Ещё не все привыкли к этому православному женскому дню, тем более, что он является преходящим. И тем не менее верующие женщины стремятся посетить в это воскресенье службу. Батюшка обычно в проповеди рассказывает об этом празднике и заканчивает проповедь поздравлением всех женщин, находящихся в храме.
Работать в этот день женщинам нельзя, так как они в этот день в почёте. Надо сказать, что православные женщины не избалованы вниманием и восхищением. Роль женщины в православии скромна и незаметна. И тем праздничнее и светлее для них этот день.
Обязательно в этот день нужно приготовить яичницу и угостить ею всех своих подружек.
Вот такой праздник День жен-мироносиц отмечается 30 апреля. Тебе решать, как ты его проведёшь: проспишь до обеда или всё-таки заглянешь в храм, поставишь свечу в память о тех святых женах, которые много лет назад пришли помазать тело Господне миром…