Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии, история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь которых называлась «пима».
В России же валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. Усложнение потребностей, рост влияния городских нравов на деревню обусловили смену лаптей валяными сапогами, а вместе с тем и широкое развитие валяльно-катального производства.
Первые русские шерстобиты поначалу мастерили не классические валенки, а более примитивные вещи: шляпы, банные колпаки и легкие башмаки вроде галош под названием «коты», «чуни» или «кеньги». Из войлока также делали специальные мягкие подкладки под лошадиную упряжь – подседельники, предохранявшие кожу животного от натирания.
Одно из первых упоминаний о «войлочных сапогах» есть в «Слове о полку Игореве» (XII век). Первая русская обувь из войлока вероятнее всего была сшитой или скроенной и имела хотя бы один шов. Первые валенки в виде цельного сапога появились в Нижегородской области в конце XIX века. Поговаривают, что новаторство принадлежало раскольникам, скрывавшимся в приволжских лесах от царской немилости. Однако это не единственная версия: жители Ярославской губернии и древнейшего городка Мышкин отстаивают свой патент на изобретение валенка.
В разных регионах России валенки называли по-разному: Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».
На Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок - считалось удачей. Тот, у кого были валенки, среди девушек считался завидным женихом.
Кустарей валяльного мастерства было немного, а технологию производства катанок держали в секрете, передавая из поколения в поколение. Поэтому и относились к ней с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил валенки на почетное место возле печи. А незамужняя девушка, чтобы обратить внимание любимого парня кидала свой валенок к нему во двор – засылай, мол, сватов.
Не пренебрегали валенками и царские особы. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита и похмелья. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горящих щей и валенки. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение.
Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.
С уважением к произведениям народного промысла относились и многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков здесь корректно держат в тайне.
Неоценима заслуга валенок в военное время. Зимой наших солдат одевали только в валенки. Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера победили мы благодаря достаточному количеству теплой обуви.
Раз уж русский человек придумал делать обувь из войлока, то почему бы ему не придумать, как эту самую обувь не только носить, но и на другие нужды использовать? Вот он и придумал. Испокон веков в российских деревнях валенки использовали в качестве подушки, вернее, ее содержимого. А что - штука теплая, не очень мягкая, не очень твердая, в самый раз в наволочку засунул и спи себе на полатях.
Помимо этого, в особо отдаленных чукотских селениях, где температура не поднимается выше минус тридцати градусов, валенки иногда использовали в качестве… почтовых ящиков. Приколачивали валенок к двери, мелом малевали: «для писем и газет» и спокойно ждали себе почтальона.
До революции производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, в Семёновском уезде Нижегородской губернии, в Кинешемском уезде Костромской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии. В 1900 году на сапоговаляльных фабриках России было произведено 1,4 млн. пар валенок на сумму 2,1 млн. рублей. В 1900 году пара валенок стоила 1,5 рубля, в 1912 году - 2 рубля, в конце 1916 года спекулятивная цена доходила до 12-18 рублей за пару.
Ярославская губерния с середины XVIII века является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок - сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви.
В наше время валенки носят подразделения МВД, МО, МЧС, различные охранные структуры, а также рыболовные и охотничьи хозяйства. Для военной разведки в свое время были изготовлены специальные валенки разведчика, которые были белого цвета.
Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды. Однако уже сегодня людей в валенках все чаще можно встретить на улицах. А для модельеров и дизайнеров валенки стали актуальным предметом творчества.
Интересные факты:
Музеи валенок существуют в Москве, Мышкине, Кинешме.
Самый большой валенок, занесенный в книгу рекордов России, изготовлен в городе Кинешма Ивановской области семьей Соколовых. Его высота 168 см, а длина ступни 110 см. Так же семьей Соколовых изготовлен валенок высотой 205 см и длинной ступни 160см - пока что не занесен в книгу рекордов России.
Самые маленькие валенки размером ступни 6 мм были изготовлены по классической технологии Валерием Соколовым жителям г. Кинешмы. Валенки занесены в книгу рекордов России. Так же существует ещё один рекорд с пометкой «валенки изготовленные не по технологии»: валенки размером ступни 0,9 мм они получились в результате долгого спора между жителем Омска Анатолием Коненко и жителем Кинешмы Валерием Соколовым, каждый из мастеров изготовил по паре таких валеночек и рекордсменами признаны оба мастера.
Существуют верблюжьи валенки. От обычных валенок визуально отличаются пушистостью.
Монгольская правительственная делегация передала безвозмездно 30 000 пар валенок РККА ВС СССР.
Валенок - простой, грубый человек; также: человек, который ничего не хочет сделать для того, чтобы что-то изменить.
Рассказ о валенках в подготовительной группе детского сада.
Столетова Татьяна ЛеонидовнаОписание: Валенки, как просто, но сколько интересного о них!
Назначение: Предлагаю вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам дошкольного образования, учителям и просто заинтересованным лицам.
Цель:
Расширение знаний о зимней обуви - валенках.
Задачи:
- расширять кругозор детей
- активизировать словарь
- воспитывать любознательность и желание узнавать новое
Сегодня магазины обуви представляют нам огромное количество разнообразных ботинок, туфель, сапог и многого другого. Но есть особенный вид зимней обуви, который носили даже в давние времена. Что же это? Конечно, теплые русские валенки!
Считается, что эти войлочные сапоги - исконно русская обувь. Но на самом деле валенки являются традиционными для евразийских народов. История создания валенок начинается еще 2,5 тысячелетия назад. Именно тогда в горном Алтае были найдены первые войлочные изделия. Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран. К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды. У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».
Массовое производство, как гласит история возникновения валенок, началось в России только в XVIII веке. Произошло это в городе Мышкин, до нашего времени там сохранился музей валенок.
У валенок за их многолетнюю историю появилось множество различных названий, например, как валенцы, чесанки и катанки. К тому же эта обувь была доступна только для богатых людей. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Шерстяные сапоги к тому же требуют особого ухода, поэтому за ними всегда следили, чтобы как можно дольше они могли прослужить своему владельцу, и даже переходили из поколения в поколение.
Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность и появляется в магазинах в большом количестве. Причем теперь их такое огромное разнообразие, что даже привередливый покупатель подберет себе прекрасную обувь. Валенки стали делать разноцветными, с вышивкой, бисером, аппликациями, короткие, высокие, с мехом и даже кружевами.
Делают валенки из овечьей шерсти. Животных стригут специальными ножницами.
Сам процесс создания валенок очень трудоемкий. Нужно сначала подготовить шерсть: очистить и размять, пока она не станет мягкой. Раньше это делали вручную, а позже стали использовать специальные приспособления. После чего материал помещали в горячий соленый раствор на некоторое время, а потом надевали на форму для обуви и сбивали до нужного размера. Особым признаком качественной обуви, который удивлял многих, считается ее бесшовность. Сапог является монолитным изделием, и лишь только для большей износостойкости может быть прикреплена резиновая подошва.
По всей стране открылись мастерские, специализирующиеся на изготовлении валенок, а в крупных городах появились заводы по их производству.
Достаточно распространенный вид гадания по валенку в Рождественскую ночь. Для этого нужно всего лишь выйти из дома снять валенок с левой ноги и через плечо бросить его на дорогу (тропинку). Если направление носка покажет в противоположную сторону от дома, то в той стороне и быть ей замужем. Если носок показывает в сторону дома девушки, то не выйти ей замуж в этот год.
Самое интересное о валенках это, наверное, то, что существует валенки-гиганты. Их несколько. Один валенок весом 7,5кг 120-го размера, высотой 157см сделали под Вологдой в с.Кубенском. Другой, еще больше. Он 146-го размера весом 16,5 кг и высотой 178см был свален в Семипалатинске.
Огромные валенки делали также по заказу Олега Попова для его номера. Он запрыгивал в них во время представления.
В 2002г. всероссийская сборная на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити обулась в валенки с галошами.
Устраиваются забеги в валенках.
В Пятигорске и в Сыктывкаре уже несколько лет проходят чемпионаты по метанию валенок. В валенкометании главное – это точность прицела, а не сила броска, говорят его участники. Дело в том, что валенок часто летит не по заданной траектории, так как у него особенные аэродинамические свойства.
А в отдаленных чукотских селениях, где очень холодно, валенки временами использовали в качестве… почтовых ящиков. Валенок приколачивали к двери, писали мелом: "для газет и писем " и ждали почтальона.
Русский человек использовал валенки не всегда по основному назначению. В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко.
Знаете ли вы пословицы про валенки?
Прост, как сибирский валенок.
Сани и валенки готовь с лета.
Без шубы и валенок и зима без конца.
Кто раньше встал, тот и валенки одел.
С умного по шерстинке – дураку валенки.
А еще частушки
На окошке два цветочка
Голубой да аленький,
Я возьму да променяю
Сапоги на валенки.
Огонек в глазах сверкает
Знать душою молода!
В валенках зимой гуляю
Не берут меня года.
А мне милый подарил
Пимы – самокаты,
Каждый вечер провожал
Он меня до хаты.
Хорошо гармонь играет
Душу рвет на части,
Я как валенки куплю
Забуду все несчастья.
Никто не сомневается, что валенки полезны. Но знаете ли вы в чем польза валенок, кроме того, что они очень теплые?
Польза валенок, конечно же, заключается в материале, из которого они изготовлены, в шерсти.
Давайте выясним, в чем же польза овечьей шерсти.
Она позволяет телу дышать. За счет высокой извитости волокон шерсть способствует активной циркуляции воздуха, что обеспечивает дыхание для кожи.
Она уникальный терморегулятор, который не только согреет, но и охладит. Это опять же благодаря природной извитости волокон. Извитость волокон создает воздушные микро-полости (пустоты), которые представляют собой воздушный слой, играющий роль термического стабилизатора.
Шерсть эластична. Шерсть легко принимает форму тела, и также легко расправляется. Эластичность и упругость волокон обеспечивают шерсти долговечность. Она долго сохраняет свой первоначальный внешний вид.
Шерстяные волокна хорошо впитывают влагу. Они могут поглощать в себя и отдавать во внешнюю среду влаги до 30% собственного веса, оставаясь на ощупь сухими.
Шерсть способна к самоочищению. Про активную циркуляцию воздуха мы уже говорили. И в этом есть еще один плюс: воздух, проходя сквозь шерсть, выносит с собой частицы пыли и грязи. Этот эффект усиливается во время повышенной влажности. А ланолин, который есть на ворсинках, дает также антибактериальный эффект.
Она нейтрализует ядовитые вещества и запахи. Каждая шерстинка – это натуральный гидрофобный белок. Этот белок состоит из аминокислот, имеющих свойства нейтрализовать углекислоту и ядовитые вещества, которые содержатся в поте человека. Не сомневайтесь! Наука это уже доказала.
Шерсть имеет хорошую энергетику. Энергетика шерсти похожа на энергетику женщины- матери. Она благотворно влияет на грудных детей, успокаивает их.
И последнее, самое главное, шерсть – лечит. Она успокаивает (не только младенцев), смягчает острую боль, лечит ревматизм, артрит, помогает быстрее справиться с вирусными инфекциями, простудами. Шерсть также помогает при переломах, в лечении радикулита, при выхаживании больных с пролежнями. Шерсть – это единственный материал, который человек получает от животного, не нарушая тонкой гармонии с природой…
Прародителями русских валенок были традиционные войлочные сапожки кочевых племен, которые более полутора тысяч лет назад населяли территорию современной Европы. А на русские просторы валенки «пришли» вместе с Золотой Ордой - представители монгольских и тюркских племен носили войлочную обувь, которую называли «пима».
Широко использовать валенки в России стали только с первой половины девятнадцатого века, когда их производство возвели в промышленные рамки. А до того момента валенки были слишком дорогим удовольствием, поскольку делались вручную, и позволить их себе могли только богатые люди. Постепенное перенимание городских нравов жителями деревень, а также рост потребностей стали стимулом для значимых перемен в «обувной моде» того времени: на смену лаптям с портянками уверенно пришли валяные сапоги, что, в свою очередь, стало толчком для широкого развития производства валяльно-катальной продукции.
Первые мастера шерстобитного дела в России изготавливали не валенки в их современном виде, а более простые вещи: шляпки, колпаки для бань, простенькие ботики, похожие на калоши, и называли их «котами», «чунями» или «кеньгами». Из войлока изготавливали мягкие подкладки для лошадей: хомутины и подседельники, которые предохраняли нежную кожу животных от растирания.
Одним из первых упоминаний о войлочной обуви является «Слово о полку Игореве», XII век. Первая войлочная обувь в России была, вероятнее всего, скроенная, и имела швы. А первые цельные валяные сапоги появились в конце XIX века в Нижегородской области. Говорят, что по одной из версий изготовлением валяной обуви занимались раскольники, вынужденные приспосабливаться к суровой жизни в приволжских лесах, скрываясь от царского преследования. Но есть и другая версия: первенство изготовления валенок на Руси отстаивает старейший городок Мышкин, что в Ярославской губернии.
Кто бы не начал первым производить валенки в России, они быстро стали популярным видом обуви, особенно в холодные суровые зимы, и в разных регионах страны они носили разные названия. Так, валенки называли «чесанками» или «катанками» жители Нижнего Новгорода, «валенцы» носили жители Тверской и Тамбовской областей, а в Сибири носили «пимы». Также название валенок зависело от вида шерсти, которую брали для их изготовления: «выходками» или «волнушечками» называли обувку из козьей шерсти, а «катанками» - из овечьей.
Несмотря на широкое распространение валенок на Руси, из крестьянского сословия могли их позволить себе купить только люди зажиточные. Если в семье была хотя бы одна пара валенок, семья считалась зажиточной. Валенки носили бережно, аккуратно хранили и передавали по наследству. Если у молодого человека были свои валенки - его считали богатым и завидным женихом.
Мастеров валяльного дела было очень мало. Технология катанья держалась в строгом секрете и передавалась по наследству. К валенкам относились с особым почетом и уважением. Войдя в дом, валенки не оставляли у входа, их ставили у печи на самое почетное место. Был даже такой обычай: незамужняя девушка, чтобы обратить на себя внимание понравившегося ей парня, бросала ему во двор через забор свой валенок. Такой жест считался не только сигналом к засыланию сватов, но и демонстрацией богатства невесты.
Царские особы также отдали должное валенкам. Известный факт, что Петр Великий считал валенки прекрасным средством при лечении похмелья и радикулита. А после жаркой баньки и купания в студеной проруби Петр требовал горящие щи и валенки! Именно при правлении великого царя-реформатора пимокатное производство широко распространилось в России.
Больные ножки Екатерины Великой согревали специальные парадные пимы - мягенькие чесанки из шерсти черного цвета. А ее предшественница, Анна Иоанновна, разрешала своим придворным дамам носить валеночки с парадным платьем.
Политики новейшей истории также отдавали должное валенкам: Иосифа Сталина валенки спасали от морозов в сибирской ссылке, а Никита Сергеевич Хрущев в валенках пробегал все свое детство. Государственные чиновники заказывали валенки по индивидуальным заказам, но их имена, по понятным причинам, не указывались.
В военное время валенки ценились высоко. Говорят, что финская война была проиграна еще из-за дефицита войлочных изделий - солдаты мерзли. А вот Наполеона и Гитлера погнали, благодаря не только высокому патриотическому духу, но и хорошему зимнему обмундированию защитников Отечества.
Как гласит древняя пословица: «Голь на выдумку хитра». Коль скоро русские люди научились делать валенки, а поначалу их могли себе позволить только зажиточные представители общества, нужно было придумать им применение и в другое время. То есть, когда не холодно, и нет нужды в теплой обуви. И ведь придумали же! Валенки стали использовать в качестве подушек для сна. А что? Валенок и не жесткий и не слишком мягкий, теплый, суй его в наволочку и отдыхай сколь душе угодно!
Иногда, в отдаленных северных селениях, где температура воздуха никогда не уходит с минусовой шкалы, валенки использовали самым неожиданным образом: в качестве почтового ящика. Их приколачивали к двери и ставили метку, мол, письма - сюда!
В дореволюционной России главными центрами производства валяно-катанной продукции был Калязинский уезд Тверской губернии, Семеновский уезд Нижегородской губернии, Кинешемский уезд Костромской губернии, а также село Кукмор Казанской губернии. В 1900 году сапоговаляльные фабрики России произвели в общей сложности 1,4 миллиона пар валенок общей стоимостью 2,1 миллиона рублей. В это время стоимость одной пары валенок составляла 1,5 рубля, к 1920 году их цена поднялась до 2-х рублей. В конце 1916 года спекулянты брали за одну пару валенок от 12 до 18 рублей.
В средине XVIII века центром валяльного промысла становится Ярославская губерния. Причиной тому было активное разведение овец местными хозяйствами. Самым лучшим сырьем для производства валяных сапожек была шерсть овец Романовской породы, благодаря ее высокой способности к валянию. В Ярославской губернии в 1904 году было основано самое крупное предприятие по производству валенок. В настоящее время это «Ярославская фабрика валяльной обуви», а изначально был сапоговаляльный завод И. С. Кашина!
В настоящее время, несмотря на то что производство зимней обуви шагнуло далеко вперед, без валенок не обходятся такие сферы, как охотничьи и рыболовные хозяйства. Активно применяются валенки для зимнего обмундирования отрядов МВД, МЧС, МО. Для военной разведки был выполнен спецзаказ - валенки разведчика белого цвета.
Появление на рынке более легкой и влагостойкой обуви отодвинуло валенки на задний план. Они стали ассоциироваться исключительно с деревенским стилем в одежде. Но многие современные модельеры и дизайнеры все чаше обращают свои взоры к валенкам. На улицах все чаще можно встретить модниц в валенках различных форм и цветов, с интересными украшениями и даже на каблучке!
А знаете ли вы, что в Москве, Мышкине и Кинешме существуют музеи валенок? Валенок самого большого размера занесен в книгу рекордов России - высота валенка - 168 см, длина стопы - 110 см. Сие творение принадлежит семье Соколовых из города Кинешма. Мастерами этой семьи был изготовлен еще один валенок-гигант, который побил рекорды предыдущего, но в книгу рекордов почему-то не попал. Параметры гиганта: высота 205 см, длина стопы - 160 см. Зато в книгу рекордов России были занесены самые маленькие валеночки, выполненные по классической технологии. Размер их стопы всего 6 мм, а сделал их Валерий Соколов. Есть еще один уникальный рекорд валенок, занесенный в книгу рекордов с примечанием «валенки, изготовлены не по технологии». Это две пары крошек, с размером стопы 0,9 мм! Оспаривая критерии своего мастерства, в поединке сошлись два мастера: Валерий Соколов из Кинешмы и Анатолий Коненко из Омска. Результатом поединка стали две пары малюсеньких валеночек. А рекордсменами были признаны оба мастера.
Валенки также изготавливают из верблюжьей шерсти. Их отличает от себе подобных завидная пушистость.
В свое время 30 тысяч пар валенок РККА ВС СССР получила в дар от Монгольской правительственной делегации!
А еще «валенок» становится именем нарицательным в случае, когда характеризуют человека грубого, простого, не желающего прогрессировать или меняться к лучшему.
“Валенки - род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.
Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали особые валенки - так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.
В начале недавно ушедшего XX века валенки были очень распространены, чему способствовала прежде всего их относительная дешевизна. Однако цены на валяную обувь существенно падают лишь с развитием валяльно-войлочного производства. До этого времени вручную свалянная обувь не относилась к разряду дешевой. В середине XIX века, к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром - немалые по тем временам деньги. Неслучайно в деревнях в валенках ходили лишь зажиточные крестьяне, обычная же крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили “в очередь”.
Сегодня в Москве и в других крупных городах валяная обувь не популярна (лишь для малышей на прогулках многие родители предпочитают легкие и теплые валеночки). Ее вытеснили элегантные зимние ботинки и сапоги. И вправду современная городская жизнь мало подходит для
Валенок. Чтобы пройти от машины к подъезду или от автобусной остановки до метро, валенки не нужны. Но столичный житель конечно же вспомнит про них, собираясь зимой на дачу или на рыбалку. Лучшей обуви для таких целей не найти! А в сельской местности, где люди подолгу бывают на улице, где слабо развит общественный транспорт, теплые, недорогие и удобные валенки - как и прежде, в ходу.
Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова - колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.
Однако широко распространенное представление о древности валяной обуви ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений об их существовании не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.
В предыдущих статьях, посвященных истории обуви, я уже говорил, насколько малочисленны письменные источники, способные помочь в изучении материальной культуры. Главная роль здесь отводится археологическим раскопкам. Именно благодаря археологии мы знаем, что человек очень давно научился выделывать войлок. Еще в эпоху развития кочевого скотоводства человек понял ценные качества овечьей шерсти и стал активно ее использовать. Наиболее ранние находки войлока относятся к скифскому периоду - вещи из него обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов в горном Алтае, время сооружения которых ученые относят к IV веку до н. э. Уникальные условия вечной мерзлоты сохранили множество предметов того времени, в том числе изделия из кожи и войлока. В древности войлоком обтягивали походные дома - юрты, из него делали головные уборы, одежду, ковры и еще множество вещей.
При раскопках влажного, гумусированного слоя средневекового русского города, как правило, находят большое количество фрагментов кожаной обуви, даже остатки лаптей, обрывки шерстяных тканей. Нередко встречаются войлочные стельки или просто куски войлока, но чего-либо похожего на войлочную обувь найти пока не удалось.
В Москве существует музей “Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье. В его экспозиции представлено более 300 экспонатов, среди которых можно увидеть войлочные костюмы, инструменты ремесленников-валяльщиков, а также настоящую чесальную машину (для обработки шерсти), случайно найденную на чердаке деревенского дома. Но основную часть коллекции конечно же представляют валенки - причем всевозможных форм и расцветок. Такое разнообразие трудно представить! Черные, серые, белые, расписные, короткие, высокие, на кожаной подошве и на “резиновом ходу”, с галошами и без... (Недавно подобный музей открыли и в городе Мышкине Ярославской области (см. “Наука и жизнь” № 12, 2005 г.)
Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть - летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей - травинок, колючек - и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их “платили” - добавляли тонкие шерстяные заплатки.
Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви - катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием - для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.
Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.
С валенками до сих пор проводят самые разнообразные эксперименты. Их полируют, шлифуют и даже лакируют, предварительно пропитав войлок столярным клеем. Чтобы добиться водостойкости, используют каучук, растворенный в бензине. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.
В Музее валенок собраны авторские работы, демонстрирующие невероятную фантазию художников - валенки в виде мухоморов, часов с кукушкой, самолета, паровоза и даже клетки с попугаем. Такие экзотические модели реабилитируют валяную обувь, которая вошла в поговорки как символ простоты.
Редакция благодарит Музей валенок в Москве за предоставленную возможность сделать снимки некоторых экспонатов.
Описание иллюстраций:
Фрагмент скифского войлочного ковра, найденного в одном из курганов Пазырыка (Восточный Алтай). Ковер размером в 30 квадратных метров был изготовлен в V-IV веках до н.э. Следовательно, более простой войлок умели делать уже в более глубокой древности.
«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.
Первые упоминания о валяных изделиях впервые были обнаружены еще при археологических раскопках города Помпеи. Тогда были обнаружены кусочки сваленного войлока. А найденные при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят аж к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок.
Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран. К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды. У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».
На Руси валенки стали популярны в 8 веке. В них щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. Лишь в 18 веке в моду вошли бесшовные закатывающиеся в круговую валенки и началось массовое производство. Произошло это в городе Мышкин Ярославской области, до нашего времени там сохранился музей валенок. Они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма.
В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Одно время валенки стоили очень больших денег, и позволить их себе могли только
зажиточные люди. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.
Валенки имели свое название в зависимости от региона России: «пимы» - в Сибири; «чесанки» и «катанки» - в Нижнем Новгороде; «валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях. В зависимости от шерсти: «волнушечки» и «выходки» - валенки из козьей шерсти; «катанки» - из овечьей.
В те годы, когда валенки считались особой роскошью, их носили и высокопоставленные особы. Царь Петр I всегда надевал их после бани. Екатерина Великая носила пимы под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для неё специально изобрели мягкие чёсанки из тонкой шерсти. Также знаменитая Анна Иоановна первая издала указ, разрешающих придворным дамам носить подобную обувь с платьями.
Свою заслуженную массовую популярность на территории России валенки приобрели в первой половине XVIII века. Именно во времена правления Петра I валенки начал носить и простой люд. А уже в XIX веке их пустили на массовое промышленное производство.
С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. Валенками спасался в сибирской ссылке Сталин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева. Индивидуальные заказы на изготовление валенок для высокопоставленных чиновников постоянно поступают российским производителям валяной обуви, правда, имена заказчиков корректно держат в тайне.
Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.
Говорят, дефицитом войлочных изделий было обусловлено поражение в финской войне. Зато Наполеона и Гитлера мы победили благодаря достаточному количеству теплой обуви.
Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, снаряжение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Среди постоянных "носителей" валенок - подразделения МО, МВД, МЧС, ГТК, ФПС РФ, а также охранные структуры, рыболовные и охотничьи хозяйства.
Огромную популярность наравне с этой обувью также имела песня «Валенки». Это старинная, таборная песня цыган. Известность в качестве «русской и народной» она получила в 40-ых годах 20 века, после того, как
Ее в собственный репертуар.
Именно в роковые для миллионов людей годы песня стала хитом советского государства.
В ее исполнении, «Валенки» стали очень отличаться от более ранних версий, песня приобрела новые напевы с российским «налётом».
Выступление Лидии Руслановой на фронте
В поверженном Берлине солдаты попросили Лидию Андреевну Русланову расписаться на стене Рейхстага. Так рядом с подписями солдат и офицеров, штурмовавших столицу фашистской Германии, появилась и подпись певицы, чьи песни прошли суровыми дорогами войны, вселяя в бойцов веру в победу и помогая громить врага. А перед этим был концерт у Бранденбургских ворот, и она пела по просьбе собравшихся знаменитые «Валенки». Когда её попросили спеть эту любимую в армии песню, она, лукаво подмигнув солдатам, сказала: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Песню встретили аплодисментами и криками «Ура!», пришлось её повторять неоднократно на бис. В тот раз Лидия Русланова пела много, откликаясь на все просьбы своих слушателей.
В поверженном Берлине звучат «Валенки»
Можно долго спорить, кто же автор «Валенок». Можно сравнивать варианты текстов или мелодий. Но, надо ли? Сегодня ясно, что история песни Валенки важна не своим началом, а своим концом! Ведь простая песня про валенки, так же как и многие другие российские песни, например, «Очи чёрные» или «Ой, мороз, мороз», стала не просто частью русской культуры, а в большей мере её символом. Недаром, именно эта песня звучала перед разрушенным рейхстагом.
Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки.
Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличие от деревни, где снега по колено, в городе его —
намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках — модницы могли носить их, не снимая туфелек.
С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Валяли валенки дома крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви, не самого большого размера, необходимо было около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу. Шерсть сортировали, мыли и сушили, а после этого специальная машина измельчала ее и превращала в вату. Затем чесальная машина делала ее воздушной и закатывала в овечьи валуны — кудель, из которой позже кроили валенки. Чтобы вата стала валяным полотном, кудель проходил стадию притирки: прессовочная машина или инструмент тщательно утрамбовывал его в валяное сукно. Сам валенок выкраивался по специальному трафарету. Особое внимание уделялось сращиванию подошвы, на которую накладывался толстый слой шерсти, ведь это должна быть самая прочная валенка. Подготовленную основу заворачивали в мокрую ткань и тщательно утрамбовывали, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делалось вручную. Скатывание производилось вдоль сапога, а катание самого войлока делалось по его ширине. Привычную форму он получал только на выкатке, где становился жестким.
Чтобы процесс усадки проходил быстрее, применяли медный купорос, а в советские времена — серную кислоту. Шерстинка или ворсинка имеет цилиндрический вид, это некие гладкие чешуйки. Под действием кислоты на шерсть эти чешуйки раскрываются, цепляясь друг за друга, и поэтому шерсть уплотняется быстрее. Однако такие валенки не были экологически чистыми.
http://prikol.i.ua/view/947790/
Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную. Для того, чтобы получиться таким изделие, проходит несколько этапов:
1. Битье вороха овечьей шерсти — летнины.
2. Выделка формы будущего валенка на обыкновенной деревянной скалке.
3. Мокрая валка.
4. Придание формы при помощи металлических стержней и деревянных колодок.
5. Натирание специальным валком, чтобы прогладить поверхность.
Современные заводы по изготовлению валенок работают по бескислотному методу. Необходимой плотности добиваются путем определенного технологического режима, совмещая циклы валки и температуру. Валенок получается экологически чистым и более мягким. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.
Целебный свойства, которыми обладает войлочная обувь:
. валенки обладают противоаллергическими, обезболивающим противовоспалительными свойствами;
. натуральные волокна шерсти имеют большую теплоемкость, что позволяет ногам не мерзнуть в студёную зимнюю пору;
. валенок спасает стопу человека не только от холода, но и от жары;
. ноги в валеночках не потеют. Волокна шерсти пропускают воздух. Благодаря этому, валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу;
. улучшают микроциркуляцию крови стопы;
. натуральные шерстяные валенки поднимают настроение.
По всей России существуют несколько достаточно популярных музеев истории
1. Музей валенок в г.Мышкине
Музей валенок был открыт в 2000 году в приволжском городе Мышкин Ярославской области после того, как здесь впервые провели выставку-продажу «Русские валенки». Ярмарка, организованная на честь празднования Дня города, имела большой успех у гостей Мышкина и его жителей.
Здание музея:
Валенки в Мышкине - не просто обувь, это целое искусство, которое оттачивалось столетиями. До сих пор здесь хранят древние традиции производства обуви, которая много лет спасала местных жителей от суровой русской зимы. Настоящий “мышкинский” валенок - это валенок серого цвета, сделанный из шерсти овцы романовской породы. Разведением серых овец этой породы занимаются в городе уже очень долго, их теплая и густая шерсть - идеальное сырье для валенок. Технология производства теплых войлочных сапог почти не изменилась с прежних времен - их буквально лепят из шерсти, словно из глины. Практически весь процесс изготовления требует применения ручного труда. Обо всех тонкостях и секретах производства валенок, а также о многом другом, можно узнать в музее “Русские валенки” в городе Мышкин.
Станок для производства валенок:
В экспозицию музея входят не только классические “мышкинские” валенки серого цвета. Здесь можно увидеть множество разнообразных валенок всевозможных цветов и стилей. Многие из них украшены мехом, тесьмой, вышивкой - дизайн некоторых разработан профессиональными модельерами. Найдутся и «модные» модели на платформе или со шнуровкой, а также валенки для футболистов, сделанные в виде бутсов, или валенки-коньки. Высота голенища войлочного сапога может быть самой разной. Имеются валенки-игрушки с глазками, носиками и ушками. Самыми популярными из них, естественно, являются мышки - они здесь летают на самолетах или просто позируют на печке. Что интересно, практическая каждая представленная здесь пара необычных валенок пригодна для носки морозной снежной зимой.
Этот старинный экземпляр доказывает, что валенки являются не только теплой, но и очень прочной и практичной обувью.
2. В Вышнем Волочке Тверской области , при фабрике по производству валенок, расположенной на трассе Москва - Санкт-Петербург, также находится музей "Русские валенки".
Серые, белые, крашеные, с вышивкой и даже сувенирные, все валенки в музее - ручной работы. Выставлено более 400 пар настоящих валенок, возраст некоторых экспонатов превышает 130 лет. Выставлены не только всевозможные образцы валенок, но и старинное оборудование для их
производства, к примеру - ручная чесальная машина.
Привлекают внимание изделия из войлока - валяные жених с невестой, валеночный,Или
«Русские валенки».
Центральное место в экспозиции отдано уникальномуэкспонату с именем "Царь-валенок". Его высота 2 м 25 см, размер чудо-обуви - 201, вес - 52 кг. Руководство музея собираются подать заявку на внесение центрального экспоната в Книгу рекордов Гиннеса как самого большого валенка в мире.
3. Музей валенок в г. Кинешме Ивановской области
Официальная дата открытия музея 28 июня 2012 года. Музей создан семьей Соколовых, проживающей в славном городе Кинешма. Глава семейства — Валерий, жена — Ирина и две дочери — Светлана и Любовь. Валерий и Ирина уже больше 20 лет занимаются изготовлением валенок. Пока дети были маленькие, валенки в семье изготавливали только простые… Но дочки со временем подрастали и хотели отличаться в школе, поэтому стали расшивать валенки бисером, бусинами, тесьмой и т.п. Сначала получалось скромненько, а со временем стали появляться настоящие шедевры. Тем самым дочери вдохновили Валерия на рекорды.
Для начала он смастерил пару мини-валеночек размером всего 5 см по длине ступни, но на этом не остановился. С каждым разом валенки получались все меньше и меньше и, наконец, свойства шерсти остановили Валерия Леонидовича на размере 0,6 см.
Подали заявку на рекорд в «Книгу рекордов Росии», там его признали и зарегистрировали. Но Валерию очень хотелось стать рекордстменом «Книги рекордов Гиннеса». К сожалению, заграничная книга отказала в регистрации рекорда по причине того, что у них нет раздела «валенки»(валенки — это исконно русская обувь, и за границей мало кто знает о валенках). Обидно стало русскому мастеру и, немного подумав, решился он на новый рекорд. На этот раз был изготовлен валенок-гигант размером со взрослого человека: высота 168 см, а длина ступни 110 см. Данный экспонат так же был зарегистрирован в «Книге рекордов России». Спустя несколько лет семьей Соколовых был изготовлен валенок высотой больше двух метров, а так же целая коллекция миниатюрных валеночек, самый маленький из которых размером 0,9 мм по длине ступни.
Со временем необычных валенок в семье Соколовых стало так много, что в одной маленькой комнате они уже не помещались. Пришлось главе семейства выделять специальное помещение в доме. Полюбоваться на такое чудо стали приходить друзья, знакомые и просто незнакомые люди. Исходя из этого было принято и, с помощью городской и областной администраций, воплощено в жизнь решение переместить музей в центр города, чтобы посетить его могли все желающие.
В настоящее время музей состоит более чем из 200 экспонатов, среди них и старинные шерстобойные машины,