Национальная жизнь страны настолько разнообразна, что охватить все возможные этнические мероприятия и народные праздники не представляется возможным. Чтобы вы не пропустили ничего важного, "НацАкцент" составил календарь самых ярких мероприятий 2018 года с национальным колоритом.
Организаторы гастрономического фестиваля заверяют: родина пельменей – Удмуртия. Именно "хлебное ушко" или "пельнянь" по-удмуртски стало прообразом классического русского пельменя, уверены они.
На "Всемирном дне пельменя" можно будет увидеть выступления творческих коллективов, принять участие в играх и конкурсах и даже отправить всем близким открытку прямо с фестиваля. Ну и, разумеется, съесть столько пельменей, сколько сможете. В 2017 году гости фестиваля за 6 часов съели 74059 пельменей, что стало рекордом по их массовому поеданию в одном месте.
Чага Байрам – праздник обновления человека и природы, святости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В этот день и загодя люди очищают свое жилище, себя внутренне и духовно, в домах готовят угощения. С 2012 года он является официальным праздником Республики Алтай.
Главная традиция праздника – обряд угощения и благословения огня как символа Солнца, который совершают только мужчины. Во время обряда белые ленточки "кыйра" привязывают к священному дереву.
Традиционный славянский праздник, разделяющий зиму и весну, отмечают во всех городах России. Гуляющих ждут все главные атрибуты Масленицы: блины, чучело, забавы и игры, конкурсы и хороводы. На празднике прогоняют зиму и призывают весну, в честь солнца пекут лепешки и блины. Первые три дня праздничной недели называются Узкой Масленицей – в это время еще можно заниматься хозяйственными работами. В оставшиеся четыре дня, на Широкую Масленицу, работать уже нельзя. Завершается Масленица Прощеным воскресеньем – в этот день просят прощение у родных, поминают усопших и сжигают чучело Масленицы.
Шагаа – национальный тувинский праздник Нового года, Кызыл, 15-16 февраля
В новогоднюю ночь тувинцы проводят молебны в храмах, а утром в национальной одежде поднимаются на возвышенное место, неся в руках деревянные тарелки с вареной бараньей грудинкой и прочими яствами. После проходит обряд "сан салыр" с зажжением священного огня. Участие в обряде обещает благосклонность добрых духов и божества, успех и удачу. Наступление нового года празднуют три дня: люди играют в игры, поют песни, слушают сказителей и гадают. На этот раз посетителей праздника ждут в том числе обряд поклонения уходящему году Петуха и наступившему Году Собаки.
Сагаалган, Бурятия, 16 февраля
Бурятский Новый год по лунному календарю Сагаалган не имеет фиксированной даты и отмечается в соответствии с лунными месяцами. В 2018 году праздник Белого месяца выпадет на 16 февраля – глава Бурятии Алексей Цыденов уже объявил этот день выходным в республике. Встречают Новый год с чистыми мыслями и белой пищей: молоком, творогом, сметаной, брынзой и курунгой. Перед праздником буряты трапезничают в кругу семьи, а после начинается хождение в гости с поздравлением соседей, друзей и родственников.
Традиционное блюдо этого праздника – буузы, большие пельмени с отверстием в верхушке, которые едят исключительно руками. В день наступления Нового года по лунному календарю в Улан-Удэ ежегодно проходит Фестиваль национальных традиций "Буузын Баяр – Праздник Буузы". На фестивале будет дегустация главного блюда, традиционные бурятские игры, театральные представления, кулинарные поединки.
Традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках "Берингия-2017", Камчатка - Чукотка, 11 марта – ~11 апреля
В 2018 году протяженность традиционной экстремальной гонки на собачьих упряжках "Берингия" будет рекордной – 2000 километров. Маршрут "Берингии-2018" пройдет от села Мильково Камчатки до поселка Марково Чукотки. Технический старт гонки запланирован на 11 марта в Мильково, примерная дата завершения – 11 апреля. На биатлонном комплексе имени Виталия Фатьянова 3 марта проведут торжественное открытие и гонка-пролог.
"Берингия" проходит с 1990 года, когда ее дистанция составляла 250 км. Через год маршрут удлинился до 1980 км, что позволило гонке попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Гонка была задумана как мероприятие, возрождающее традиции северных народов. Для каюров, которые проходят гонку на традиционных деревянных нартах, учреждена отдельная премия "За верность традициям Севера".
Навруз, 21 марта
Древний земледельческий праздник, традиционный Новый год у тюркских народов. Отмечается в день весеннего равноденствия – 21 марта. С древнеперсидского название праздника переводится как "Новый день". Перед Наврузом необходимо подготовить свой дом: убраться в комнатах и во дворе, сжечь накопившийся мусор и сделать прочую мелкую работу по дому, разобраться с долгами. На праздничном столе обязательно должно быть не менее семи блюд – одним из основных является сумаляк из пророщенных ростков пшеницы.
XIII Международная выставка-ярмарка "Сокровища Севера. Мастера и художники России 2018", Москва, 29 апреля - 3 мая
Выставка тематически поделится на несколько разделов: национальные художественные промыслы, авторские работы мастеров и художников России, дизайнерская одежда, сувениры, экологически чистые продукты питания и этнографический туризм. На мероприятии пройдут фестиваль национальных культур КМНСС и ДВ РФ "Кочевье Севера" и конкурс этнического костюма народов Севера "Полярный стиль". Конкурсная программа проводится по номинациям "Лучшая экспозиция", "Лучшее изделие художественных промыслов", "Национальная кухня" и другие.
Сабантуй, май - август
Сабантуй - национальный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Этот праздник широко отмечают во многих городах России. В 2018 году площадкой для федерального Сабантуя будет город Чебоксары, а точную дату проведения назовут весной. Как правило, сперва праздник отмечают в селах и деревнях, потом – в районах и городах. В древности Сабантуй проводили для того, чтобы задобрить духов плодородия и получить хороший урожай в будущем году. На Сабантуе выступают певцы и танцоры, проводятся состязания по национальным видам спорта.
Гербер, июнь
Как правило, удмуртский праздник Гербер в честь окончания весенних полевых работ отмечается в третью субботу июня. Широко празднуют его не только в Удмуртии, но и в Москве, а также в регионах, где проживает значительное количество этого народа. С 1992 года Гербер является в Удмуртии общереспубликанским праздником, с 2010 года проводится в на территории архитектурно-этнографического музея-заповедника "Лудорвай". Гостей на празднике угощают перепечами и другими блюдами национальной кухни, развлекают песнями, танцами и традиционными конкурсами и состязаниями.
На фестивале пройдут 13 разных конкурсов: фольклорных коллективов "Один день бурята", исполнителей бурятских народных песен, бурятской эстрадной песни, улигершинов и исполнителей одической песни, красавиц "Дангина", работ модельеров "Бурятский костюм: традиции и современность", бурятской поэзии, эссе, документального и художественного кино, журналистских материалов "Алтан саг", книги, а также конкурсы-выставки художественной фотографии и народных промыслов.
Не останутся гости и без спортивных состязаний по бурятской борьбе "Бухэ барилдаан", стрельбе из лука по бурятским правилам, конному спорту, шахматам "Шатар", шагай наадан и hээр шаалган.
Фестиваль вепсской культуры "Древо жизни", Ленинградская область, село Винницы, 10 июня
Гостей ждут выступления творческих коллективов, выставки, конкурсы, мастер-классы по плетению поясов и изготовлению вепсских калиток. Все желающие смогут приобрести обереги, тканые столешницы и дорожки, попробовать традиционную вепсскую выпечку и легендарный вепсский напиток олудь. Можно будет покататься на лошадях, порыбачить в специальных садках и приготовить выловленную форель с помощью повара.
Впервые "Древо жизни" провели в 1987 году в селе Винницы в Ленинградской области, в настоящее время его проводят в районах проживания вепсов в Ленинградской и Вологодской областях и в Карелии.
Ысыах, 21 июня
Якутский праздник лета в честь божеств айыы и возрождения природы традиционно отмечается в день летнего солнцестояния 21 июня, однако в разных городах могут быть разные даты. В древности Ысыах также был скотоводческом праздником, так как это было время приплода скота и изобилия мяса и молока. Праздник всегда сопровождается круговым танцем осоухай, олицетворяющем замкнутый жизненный круг, обрядами и молениями, кумысопитием, танцами, народными играми, а также конкурсом сказителей – олонхосутов. В 2018 году главный Ысыах в Якутии пройдет в Алданском районе.
Всечувашский Акатуй, Чебоксары, 24 июня
Чувашский праздник плуга и завершения весенних полевых работ. Название переводится как "праздник земледелия" или "свадьба плуга". Издревле в этот день чуваши собирались вместе, чтобы станцевать хоровод, спеть песни, угоститься традиционными блюдами. Проводятся состязания в беге, скачках, прыжках, стрельбе из лука, борьбе на поясах Керешу.
Международный фестиваль финно-угорской кухни "Быг-быг", Удмуртия, деревня Старые Быги, 5-7 июля
Гастрономический праздник даст возможность попробовать национальные блюда, приготовленные по старинным рецептам, а на ярмарке-продаже приобрести коми-пермяцкие посикунчики, бесермянский саламат, венгерский токань, марийский подкогыльё, эстонские перепелки и другие национальные продукты. Традиционно участники фестиваля продают блюда и напитки за "быг", специальную фестивальную валюту. В 2017 один быг был равен 20 рублям.
Насыщен фестиваль не только едой, но и событиями: кулинарные состязания, Быгинский базар, ярмарки, мастер-классы по традиционному декоративно-прикладному искусству, национальные игры деревни Старые Быги. В 2018 году ожидается восемь тысяч гостей – это в восемь раз больше, чем жителей деревни.
Кстати, для гостей в национальной одежде вход на фестиваль свободный.
Праздник "Купала", 6-7 июля
Купалу традиционно отмечают во многих регионах России. Он проходит с традиционными русскими народными играми, обрядами и костюмами древней эпохи, песнями, танцами, хороводами и угощениями.
По старому стилю Ивана Купалу или Иванов день отмечали в период летнего солнцеворота с 20 по 26 июня. Главной купальской традицией у славян было купание – считалось, что именно в эту ночь вода способна избавить от недугов и зарядить энергией.
Международный фестиваль этнической музыки и ремесел "МИР Сибири", Красноярский край, поселок Шушенское, 6-7 июля
Полторы тысячи музыкантов и мастеров из России и зарубежных стран примут участие в фестивале. На сцене выступят номинанты на этно-музыкальную премию "МИРА", а на выставке представят изделия номинантов на мастеровую премию "МИРА". Ожидаются и мировые звезды этнической музыки.
На мастер-классах всех желающих научат готовить блюда традиционной "Енисейской кухни", а программа "Обрядовой поляны", по обещаниям организаторов, поможет отдохнуть от городской суеты.
В этом году фестиваль под открытым небом KAMWA, который обычно проходит в музее Хохловка, переедет в Пермь. Локальные точки музыки расположатся сразу на нескольких открытых площадках.
Фестиваль проходит с 2006 года. Его участники рассказывают об аутентичной культуре народов Пермского края через музыку, традиционные ремесла, изобразительное искусство, моду и кино. За время существования фестиваля в нем приняли участие более 200 проектов из 50 регионов России, ближнего зарубежья, а также гости из Великобритании, Франции, Дании, Норвегии, Финляндии, Венгрии, Германии, Болгарии, Бельгии, Индии, Гаити.
Межрегиональный фестиваль коренных народов Сибири "Этюды Севера", Томская область, село Парабель, 5 августа
Мероприятие соберет селькупов, хантов, манси, эвенков, хакасов, алтайцев, тувинцев и других представителей коренных народов Севера. Гостей ждут конкурс красоты "Краса Севера", демонстрация национальных костюмов "Сибирские смотрины", шаманские обряды, состязания по национальным видам спорта, включая гонки на обласах, театрализованный концерт и дегустация традиционных блюд. "Этюды Севера" проводятся с 2004 года. Раньше они назывались "Легенды Севера".
Традиционные игры "Атмановские кулАчки", Тамбовская область, село Атманов Угол, 23 августа
Праздник воссоздает традиционную русскую забаву – большие кулачки, кулачный бой стенка-на-стенку, проходящий по народным правилам. Пройдет и курагодное гулянье "Боярское колесо" с состязаниями гармонистов, плясунов и плясуний и исполнителей частушек. Гостей ждут соревнования по дисциплинам русского этноспорта и состязания в исконных забавах. На традиционной атмановской ярмарке можно будет приобрести ручные изделия, сувениры и попробовать тамбовскую кухню. "Атмановские кулачки" являются частью Всемирного культурного наследия человечества, в 2013 году включены в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России.
Международный этнокультурный фестиваль народа сето "Сетомаа. Семейные встречи", Псковская область, деревня Сигово, 28 августа
Фестиваль сето пройдет в 11 раз. Более 300 представителей народа из Псковской области и Эстонии познакомят гостей со своей культурой и традициями, обрядами и фольклорами, промыслами и национальной кухней. В программе фестиваля крестный ход в честь празднования Успения Пресвятой Богородицы, выступления музыкантов и певцов, народное гуляние Кирмаш, ярмарка и экскурсии.
Организаторы обещают всем посетителям атмосферу родства, домашнего тепла и уюта.
Национальный ительменский праздник "Алхалалай", Камчатка, этнографическая ительменская деревня "Пимчах", сентябрь
Осенний ительменский праздник окончания лета и благодарности за урожай. По обычаю ительмены в этот день приносят дары рыбному Богу Хантаю и отпугивают злых духов. Одно из главных событий Алхалалалая – открытый чемпионат России по танцам коренных малочисленных народов края, который длится с вечера и до утра. В 2017 году Надежда Неелова из села Манилы и Дмитрий Петровец из Паланы установили рекорд, протанцевав 16 часов и 50 минут.
Осенние Саамские игры, Ловозеро, Мурманская область, сентябрь
Саамские игры в мурманском Ловозере проводятся дважды - летом и осенью. Даты проведения в 2018 году пока неизвестны, однако уже сейчас можно сказать, что гостям праздника предстоит познакомиться с культурой этого северного народа. Участники смогут поучиться метанию аркана на хорей (чучело оленя), прыжкам через нарты, стрельбе из арбалета, играть в саамский футбол. Помимо игр, на празднике проводятся выступления фольклорных ансамблей и показы национальной одежды.
Традиционный обрядовый корякский праздник нерпы "Хололо" знаменует конец охоты на морского зверя. Главным героем праздника является нерпа – коряки провожают обратно в море души убитых охотниками зверей. По поверью, если угодить душам нерп, то в следующем году они приведут с собой своих собратьев.
Во время сжигания чучел нерп танцующие мужчины и женщины поворачиваются к морю с возгласами "оча-а! хололо!", указывая животным путь домой. Древние обычаи и ритуалы, корякские блюда, соревнования, гадания на огне, вертушке и лопатке нерпы – все это ждет гостей праздника "Хололо".
Большой этнографический диктант, вся Россия
Точная дата проведения Всероссийской культурно-просветительной акции пока неизвестна, но этнодиктант точно состоится – в 2017 году проект получил президентский грант. Написать тест на знание культурных особенностей, традиций и обычаев народов России могут все желающие старше 15 лет, владеющие русским языком. Акция пройдет во всех регионах России, а также может охватить и часть зарубежья: например, в 2017 году в диктанте приняли участие 14 стран, включая Бельгию и Францию.
Праздник Гербер: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Праздник Гербер в 2019 году.
- Горящие туры в Россию
Предыдущая фотография
Следующая фотографияРоссия - многонациональная и мультикультурная страна. Только, к сожалению, некоторые об этом забывают. И если о таком башкиро-татаро-чувашском празднике, как Сабантуй, многие хотя бы слышали, то на вопрос, что такое «Гербер», большая часть опрошенных сначала чешет затылок, а потом протяжно отвечает «цветок такой, ромашка».
Гербер или гырон быдтон (удм. «окончание пахоты») - традиционный удмуртский праздник, посвящённый гармоничному союзу природы и человека. Однако в последнее время он считается праздником окончания весенне-полевых работ. Современный праздник Гербер может заинтересовать, как удмуртов, так и туристов, желающих приобщится к культуре этого народа.
Абзац истории
Древнейший праздник Гербер когда-то отмечался в каждой деревне Удмуртии ежегодно в конце весны. Однако после революции это знаменательное для каждого причастного к сельскому хозяйству удмурта событие стало проходить летом. В 1992 году Гербер был признан правительством Удмуртии общереспубликанским праздником.
Где проходит
Что интересно, Гербер до недавнего времени (2010 года) не имел постоянного места проведения. Каждый год гостей встречали в разных уголках Удмуртской Республики. С 2010 года праздник проходит на территории Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай ».
Как добраться
Из Ижевска можно доехать до Лудорвая на рейсовом автобусе № 109 от остановки «Южная Автостанция» или на автобусе № 151 от остановки «Улица Гагарина».
Что интересного
На Гербере всегда было чем заняться. Например, можно попробовать вкуснейшие блюда национальной кухни: хрустящие перепечи и рассыпчатая каша, приготовленная по старинному рецепту. Причём всех желающих местные бабушки угощают бесплатно. Проводятся многочисленные концертные программы, на которых выступают творческие коллективы и сольные артисты множества жанров - от народной песни до современных танцев.
Работает выставка-продажа сувениров, на которой каждый может приобрести частичку удмуртской культуры. Любителям состязаний предлагают принять участие в одном из традиционных конкурсов. Проводится выбор самой крепкой пары и всевозможные детские программы. Одним словом, скучать на Гербере не придётся никому.
Если вы желаете приобщиться к культуре одного из древнейших народов нашей страны или желаете просто хорошо провести время и находитесь недалеко, то посетить это событие определённо стоит.
Диана Чайникова
Национальный удмуртский праздник Гербер когда-то отмечался в каждом уголке Удмуртии. С 1992 года он приобрел статус общереспубликанского, на который съезжаются не только жители региона, но и гости из соседних областей, и со всей страны.
Праздник происходит из разных узколокальных традиций удмуртов, рассказала ИА «Удмуртия» заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ Галина Глухова. Если у северных удмуртов это Гербер, то у южных - это Гершид. У южных удмуртов он длился несколько дней - почти неделю, и каждый день посвящался молению какому-то божеству, а у северных он объединен с сенокосом, и празднование проходило в течение одного дня. Красиво и нарядно одетые удмурты выходили на луга с косой. Выбирали человека, «легкого на руку», у которого все спорилось, и он начинал покос. Косили совсем чуть-чуть, и потом начиналась общая трапеза.
udmdunne.ru
Как зародился Гербер и когда его праздновали
По словам доктора исторических наук, профессора Алексея Загребина испокон веков жители Удмуртии были охотниками, и переход к земледелию проходил через заимствование действий и лексики у соседей.
«Если заглянуть в земледельческую лексику, то она очень сложная по своему составу. Там есть и иранские компоненты (все, что связано с конем - прим.ред. ), славянские, потому что многие земледельческие технологии были заимствованы от славян, тюркские компоненты, связанные с рядом сельскохозяйственных орудий, таких, как сабан (плуг - прим.ред. ). Отсюда и Сабантуй у татар. Это говорит о том, что мы все время были открыты друг другу и перенимали разные особенности культуры, но в то же время у каждого оставалось что-то индивидуальное. И удмуртский Гербер стал именно национальным праздником с момента формирования этнического самосознания», - пояснил Алексей Загребин.
По его словам, Гербер зародился в XIX веке, как праздник завершения посевных работ. Галина Глухова также отмечает, что Гербер - это возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы, и попросить хорошего урожая.
Почему до Гербера не рвали цветы
«Раньше Гербер исчисляли не по календарю, а на местах, ориентируясь на погоду, звезды, состояние травы и т. д. Сегодня его отмечают 12 июля, а раньше он мог пройти и в другой день, временные рамки были очень зыбкими», - рассказывает Галина Глухова.
По ее словам, его праздновали примерно после второй недели Инвожо - летнего солнцестояния.
До Гербера удмурты не ломали ветки в лесу, не рвали листьев, ягод со времени, когда набухают почки и до самого Гербера. Они заранее заготавливали дрова, чтобы хватило с мая по конец июня.
«Потому что в это время спускалась с небес Инвожо-мумы (повелительница небесной влаги в традиционной системе мировидения удмуртов - прим. ред.) и поселялась именно в траве, чтобы она наполнялась соком, и как раз до Гербера и до выхода на сенокос к ней нельзя было притрагиваться», - пояснила заместитель директора по учебной работе института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ.
Зачем в первую борозду «бросали яйца»
Фото: Андрей Краснов © vk.comВ день празднования Гербера удмурты наряжались в свои самые праздничные одежды, готовили национальную выпечку и с надеждой на будущее выходили в поле.
По словам Алексея Загребина, языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая.
«Поэтому, когда пахали, в первую борозду бросали яйца, чтобы уродилось такое же большое зерно. Все было направлено на увеличение плодородия земли», - рассказал он.
Галина Глухова уточнила, что подношение богу, закапываемое в первой борозде, могло включать в себя не только яйца, но и хлеб с выпечкой.
Обрядовая каша - из чего её варили и что она символизировала
web-kapiche.ru
По рассказам Галины Глуховой, вначале взрослые жители удмуртской деревни выбирали жертвенного барашка. Для подходящего устраивали испытание: бросали животное в воду, и, если оно после купания встряхивалось, считалось, что жертва принята богом. Резали, варили в котле, и на этом бульоне делали кашу из ячменя.
«Каждая крупинка - есть производное зерна. Каша - собранное воедино желание большого урожая», - пояснил Алексей Загребин глубинный смысл традиционного блюда.
С собой на праздничную трапезу приносили выпечку и караваи хлеба. Перед принятием пищи обязательно все яства освещали. Кумышка (удмуртский самогон - прим. ред.), алкогольный напиток на Гербере, по словам Галины Глуховой, появился в более позднее время. До этого женщины варили праздничный сур (пиво).
Фото: Григорий Фомин © https://сайт
Молодые жены надевали на себя все имеющиеся нарядные платья, юбки и головные уборы
В некоторых районах Удмуртии молодая жена, выходя в первый раз на сенокос (Гербер) после замужества, надевала на себя все наряды, в том числе и все имеющиеся головные уборы, довольно тяжелые даже по отдельности.
«Это показывает, насколько тяжела и нелегка судьба женщины и матери», - пояснила Галина Глухова.
Зачем молодых жен бросали в реку, и кто их спасал
«Пока сидели трапезничали, молодых женщин, которые вышли в этом году замуж, будто ненароком кидали в реку, и муж должен был свою жену спасти, после чего спасенная одаривала подарками всех присутствующих», - рассказала Галина Глухова.
По ее словам, сегодня кидание молодух в воду воспринимается, как забава, но действо имело сакральный ритуальный подтекст:
«Раньше свадьбу играли не только ради того, чтобы, как сейчас говорят, соединились два любящих сердца. Сейчас жених и невеста пляшут вместе с гостями, а раньше новобрачные во время празднования должны были молчать, потому что в этом обряде происходил переход в другой статус - в статус жены и мужа. В период перехода они считались временно умершими. Фата не только от сглаза защищала. Считалось, что девушка в этот момент безликая, бессемейная, временно умершая личность».
Галина Глухова пояснила, что со дня свадьбы молодая удмуртская девушка считалась чужой для своей семьи:
«Во время купания невесты происходило, с одной стороны, очищение от теперь чужой семьи и принятие в новую семью. После спасения мужем считалось, что она теперь принята в его семью».
Она добавила, что в воду молодух бросали не повсеместно. К примеру, в Малопургинском районе молодую женщину привязывали к дереву, и кто-то из новых родственников расспрашивал ее, как она будет называть свекровь, свекра и других родственников своей семьи. Если она не хотела отвечать или отвечала неправильно, веревку затягивали потуже и повторяли вопрос.
На Гербере тихо пели и водили хороводы
Алексей Загребин ассоциирует Гербер с таинственным элементом ожидания: «а как бог воспримет наш труд».
«Отсюда все песни и действа, которые исполнялись тихо, с наименьшим шумом и с неким благоговейным страхом: как бы не спугнуть», - рассказал он.
Галина Глухова разъяснила, что удмуртам не свойственно громкое песнопение. В некоторых локациях женщины напевали мелодии с междометиями, в других исполнялись лиричные песни. Пение с надрывом и изменением тональности скорее свойственно исполнителям русских народных композиций.
Как удмуртские девушки доказывали готовность стать невестой
Еще одна традиция Гербера - так называемая свадьба поля. Проходила она на ржаном поле, вблизи водоема. В некоторых районах это была имитация настоящего соединения девушки и юноши, которых наряжали, как молодую пару.
«Основная идея обряда - девушки показывают свое совершеннолетие, свою готовность стать невестой. Когда жениха с невестой наряжали, тем самым им давали возможность в дальнейшем устроить свою семью», - пояснила Галина Глухова.
По ее рассказу, празднично одетые «жених и невеста» с молодыми «гостями» пели, взявшись за руки, хороводные песни. Затем возвращались в деревню, где шли, не расцепляя рук, во всю ширину улицы, и взрослое население выходило и угощало их.
Молодые девушки показывали свое умение петь, плясать, вести себя в коллективе, готовить, ведь перед Гербером они тоже готовили стряпню, сур.
«В свадьбе поля принимали участие только те, кто прошел через обряд совершеннолетия, в основном девушки примерно с 15 лет. Причем засидевшихся в девичестве на игрища и посиделки не принимали», - добавила сотрудник УдГУ.
После променада по улице в конце деревни они устраивали обрядовые игры, которые сегодня воспринимаются как детские (например, «колечко»), и хороводные танцы.
Алексей Загребин толкует обряд свадьбы поля как встречу земледельца с полем:
«Это соединение труда, ума, воли и желания человека и плодородной земли. Невеста - мать-земля, женское начало, а земледелец - это мужчина».
Фото: Михаил Шустов © https://сайт
Гербер сегодня
Доктор исторических наук, профессор Алексей Загребин пояснил, что в 21 веке Гербер перерос в форму национального праздника, который стал интересен окружающему миру.
На празднике москвичам и гостям столицы свадебные обряды Удмуртии, мастер-классы по рукоделию и ремесленничеству, национальные блюда и многое другое.
Помимо национального колорита гости смогут и с промышленным, инвестиционным потенциалом Удмуртии: зрители гонку дронов и последние наработки предпринимателей республики.
«После плуга» (геры – плуг, бере – после) - именно так переводится Гербер с удмуртского языка. С момента, когда с поля уходил последний землепашец, земля считалась беременной и ранить ее плугом или лопатой было нельзя. У него не было определенной даты, но проходил он всегда в последние дни летнего солнцестояния, когда совсем немного времени остается до сенокоса и крестьянин может сделать небольшую передышку, чтобы обратиться к богам с молитвой о хорошем урожае.
В далекие времена, когда наши предки-язычники отмечали Гербер, обязательными были несколько действ: обход поля, жертвоприношение и куриськон - коллективное моление всей общиной. Удмурты просили Инмара и Кылдысина о добром урожае: «чтобы из одного зернышка выросло тридцать колосьев, чтобы белка не смогла обижать наше поле». В жертву язычники приносили бычка, купленного на пожертвования всей общины. Жрецы закалывали его недалеко от хлебного поля, а затем мясо добавляли в обрядовую кашу, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки. Обрядовую кашу варят на Гербере и сейчас, и угощают ею всех желающих.
Ну а уж после трапезы начинались песни, танцы, игры, хороводы, конные состязания, купание в реке и катание на качелях. Парни на Гербере присматривали себе невест, демонстрировали ловкость и силу, а девушки старались показать свою красоту и лучшие наряды. Во время Гербера где-то игрались свадьбы, где-то купали молодушек, вышедших замуж прошлой зимой – этот обряд назывался сялтым. Молодые женщины должны были откупиться – полотенцем или вином, иначе их с шутками-прибаутками бросали в реку.
Позже, в XVIII веке Гербер, как и другие языческие обряды, начал испытывать влияние христианства, а еще позже его стали приурочивать к дням церковных праздников. Гербер стал отмечаться в Петров день, 12 июля. Священники присутствовали на обрядах, в их присутствии совершались жертвоприношения. Батюшки служили молебны на открытом поле, включали в тексты куриськонов имена христианских святых – Ильи Пророка, Николая Чудотворца, самого Христа.
Сегодня Гербер – далеко не религиозный праздник. В гости к удмуртам охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Радугой красок национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, нескончаемой рекой льются песни, кружатся хороводы. Тот, кто хоть раз побывал на Гербере, никогда не забудет, как умеет веселиться народ, какие мелодичные складывает песни, какие красивые вещи может делать своими руками…
День России
День России или же День независимости России, как именовался этот праздник до 2002 года - это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придает 12-у июня государственное значение - День принятия декларации о государственном суверенитете России. День России - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник - символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
А Россия была и будет
Николай Рачков
Свысока ее недруг судит,
Предъявляя смертельный счет.
А Россия была и будет,
А Россия не пропадет.
Заведут в глухое болото
И укажут ей ложный брод.
Там погибла целая рота,
А Россия не пропадёт.
Хороша! - и берут завидки.
Через чёрный нагрянут ход,
Обберут Россию до нитки.
А Россия не пропадёт.
Мир, как бомба, во зле взорвётся,
Будет всем в аду горячо.
А Россия сама спасётся
И врагу подставит плечо.
Маленькая родина моя – Удмуртия
Маленькая родина моя – Удмуртия!
Милые, родимые края – Удмуртия!
Деревеньки, села, города – Удмуртия!
Вместе мы с тобою навсегда, Удмуртия!
Время мчится навстречу судьбе,
Эту песню поем о тебе.
Год за годом живи, расцветай
Наш любимый родниковый край, Удмуртия!
Рождена из сказок и легенд, Удмуртия!
Италмаса золотой букет – Удмуртия!
Жемчуга росинок на траве – Удмуртия!
Колос, наклонившийся к земле – Удмуртия!
Край хрустально чистых родников – Удмуртия!
Ты гордишься мужеством сынов, Удмуртия!
Синеглазых даришь дочерей, Удмуртия!
Всем хватает нежности твоей, Удмуртия!
Гербер… хм… а что такое Гербер? А ну-ка, давайте покатаем это слово на языке – гер-бер! Как камушки гремят. А на ум приходят то ли гербарий, то ли гербера с гербалайфом, то ли вообще страшный Кербер, а кому и правозащитница Алла Гербер, что не лучше Кербера). Но не пугайтесь, это всего лишь название одного из праздников, очень популярного в удмуртских краях. И хорошо, что нам не пришлось проговаривать другие слова удмуртского языка, ибо без навыка многие из них весьма сложны для произношения. Ну да к делу…
Многие века назад, когда выживание человеческих сообществ напрямую зависело от того, насколько рьяно они сеют, пашут или закидывают сети, праздники человечьи были все больше привязанными к сельхозкалендарю. Не стала исключением и народность удмуртов, или вотяков, уютно проживавшая в Прикамье и Предуралье. Как и многие другие окрестные этносы, удмурты в основном занимались пашенным земледелием и придавали процедуре пахоты весьма большое значение – настолько большое, что посвятили ей один из своих праздников – Гербер.
Название Гербер происходит от вотяцких слов «геры» - плуг, и «берэ» - после, позади, что уже дает понять, в какой период времени проводилось это празднество. В старину Гербер отмечался весной, сразу по окончании пахоты и сева, строгой даты у него не было. У местных жителей бытовало поверье, что земля после обработки является беременной, и нельзя её до срока ранить ни мотыгой, ни сохой. Землепашцу в эти дни перед сенокосами выпадал совсем коротенький отдых, который посвящался празднованиям и сакральным мероприятиям.
В старину в разных районах Удмуртии праздник называли по-разному. Звался он и Гырон Быдтон, и Куарсур, и Гужом Юон, и даже, прости господи, Пинал Мудор. Но во всех местах действо было примерно одинаковым – общинники под камлания местного языческого священнослужителя гурьбой обходили поля и совершали курискон - молили бога-творца Инмара и его зама по плодородию Кылчына о богатом урожае. После чего совершали жертвоприношение – закалывали на поле упитанного тельца и делали с его мясом обрядовый мультизлаковый кулеш из разных видов зерен.
После сакрального перекуса народ начинал плясать, петь, выбирать невест и устраивать разные увеселения. Девушки принаряжались, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение. Веселью немало способствовало и то, что каждая хозяйка двора была обязана принести на гуляния фляжку местной домодельной водки-кумышки. Этому пункту в программе празднества придавалось очень большое значение. Известно даже, что когда матушка Екатерина Великая вводила госмонополию на водку и запрещала частное винокурение, для вотяков по их слезной челобитной было сделано исключение ради праздника.
Шли годы, и постепенно празднование Гербера переместилось на более удобное для массовых гуляний время – окончание летнего солнцестояния. Ученые-этнографы до сих пор не имеют общего мнения, как и когда весенний праздник стал летним, есть версия, что Герберов изначально было два – ранний большой и поздний малый. Известно лишь, что в конце XIX века он четко ассоциировался с Петровым днем, на празднестве появились православные священники, а в текстах курисконов упоминались уже Христос и святые. Вероятно, произошла характерная для языческих традиций привязка их к христианским праздникам.
После революции традиция отмечать Гербер, разумеется, прервалась – она никак не вписывалась в новую идеологию. И только в 1992 году празднование возобновилось. Правда, никаких религиозных мотивов в торжественных мероприятиях уже не наблюдается. Фиксированной даты они не имеют. В какой-нибудь из июньских выходных на лугу в этнографическом музее-заповеднике Лудорвай проводятся конкурсы на лучший национальный костюм, выставки разного мелкого народного творчества. Особенно обильно представлены изделия из бересты – удмурты по ним большие мастера. По-прежнему на кострах варится ритуальная каша в огромных котлах. Во время торжественного собрания-митинга происходит награждение лучших хлеборобов.
Лично Президент Удмуртии посещает празднество и обходит все лавки народных умельцев, никогда не уходя без покупки. У тамошнего народонаселения в этот день есть редкая возможность напрямую пообщаться с любимым руководителем и другими свитскими чиновниками разного ранга. На праздник собираются несколько тысяч человек, приезжают гости из разных регионов России и из-за рубежа. Все охотно дегустируют блюда местной кухни, посещают мастер-классы по изготовлению удмуртских национальных свистулек и соломоплетению, учатся национальным танцам и художественной лепке из глины. Гуляющих услаждают фольклорные ансамбли песни и пляски. Старинный народный обычай продолжает жить новой жизнью…