Все родители хотят, чтобы развитие их малышей соответствовало возрасту. Педиатры утверждают, что каждого ребенка можно научить многому, главное – заниматься с ним.
Один из способов улучшить общее развитие ребенка – это . Благодаря тому, что малышу придется совершать кропотливую работу, происходит , непосредственно влияющей на развитие умственных способностей и речи.
Для того чтобы выполнить аппликацию «Светофор» понадобится простой лист бумаги, обычная цветная бумага, ножницы, простой карандаш, клей.
На чистом листе нарисуйте светофор. Рисунок не потребует от родителя особых способностей в изобразительном искусстве. Рисовать лучше вместе с ребенком, так Вы параллельно ознакомите малыша с некоторыми геометрическими фигурами.
Затем из бумаги красного, желтого, зеленого и коричневого цвета следует вырезать маленькие кружочки. Если ребенок старше 3-х лет, этой процедуре можно научить и ребенка. Можно это сделать при помощи дырокола, что значительно облегчит работу.
Далее научите малыша, как следует клеить кружки поверх контура рисунка. Объясните, что работу необходимо выполнять аккуратно, красиво.
Конечно, не ждите от ребенка отличных результатов после первых аппликационных работ. Аккуратность, трудолюбие и собранность приходит со временем. Главное, запаситесь терпением и желанием обучить всему своего малыша. Чаще хвалите своего ребенка и подбадривайте, это послужит ему хорошим стимулом.
А полученная аппликация может быть прекрасным вариантом подарка для родных и близких людей, например для папы или для дедушки.
Аппликация светофор может быть сделана с детьми на занятиях в детском саду или дома. Для создания поделки нужно подготовить материалы (бумага, картон, ткань, кожа) для основы и непосредственно шаблонов.
Стоит заранее побеспокоиться и о способе закрепления аппликации. Это могут быть нитки или клей, смотря какой вариант выбран. Степень сложности работы, зависит от возраста ребенка и уровня его подготовки. Светофор аппликацию можно делать, взяв за основу практически любую технику выполнения.
В данной статье рассмотрены идеи выполнения светофора при помощи наиболее популярных методов аппликации и приведены фото примеров.
Для дошкольников занятия аппликацией, соответствующей их возрасту, будет весьма полезны с точки зрения развития мелкой моторики, пространственного и образного мышления, сенсорного восприятия, интеллектуальных способностей, способностей к анализу и синтезу.
Фото мастер-класс “Светофор”
Для детей в младшей группе нужно заранее подготовить шаблон светофор и кружки соответствующего диаметра из зеленой, красной и желтой цветной бумаги. Лучше выбрать способ накладной аппликации, для начинающих. С его помощью можно получить интересный и не сложный многоцветный вариант.Ребята младшего возраста с интересом и пользой проведут время за несложным поэтапным наклеиванием кружков на основу своими руками. Занятие закрепит у них знание формы круга и прямоугольника, а также соответствующих оттенков, даст понимание основ построения композиции.
Видео: Аппликация для малышей
Аппликация для детей средней и старшей группы
В средней группе детского сада также можно провести занятие по накладной аппликации, и сделать светофор. Но, ребенку этого возраста уже самому будет интересно и несложно подготовить трафареты из цветной бумаги. Самостоятельно вырезав кружки и прямоугольники, дети затем пошагово склеят их между собой, согласно схеме расположения цветов.Если обычная аппликация в группе уже хорошо получается, то можно перейти к более сложным ее способам. Например, провести занятия по изготовлению светофора с помощью модульной или обрывной аппликаций. Создание поделок на их основе особенно хорошо развивает творческое мышление.
Модульная аппликация подразумевает использование достаточно мелких кусочков выбранного материала одинакового размера и формы. Для поделки понадобятся кусочки трёх цветов: желтые, красные и зеленые и основа. Их лучше подготовить заранее, а также распечатать для каждого ребенка рисунок с контуром светофора, чтобы на его основании было проще наклеивать большое количество заготовок.
Обрывная аппликация для детей среднего дошкольного возраста еще более занимательное занятие. Светофор они смогут сделать полностью сами, но картинки с его чертежом все – таки лучше подготовить.
Для создания обрывной аппликации светофор понадобиться расщипать цветную бумагу четырех нужных цветов на довольно мелкие детали, а затем наклеить их по соответствующей схеме.
Занятия со старшей группой
Для ребят в старшей группе можно усложнить накладную аппликацию светофор, например, через использование симметричных заготовок различной формы. Ребята должны самостоятельно их вырезать из цветного картона или бумаги. Либо можно придать каждому из кружков дополнительную индивидуальность, дорисовав мимику.
Включение и выключение сигнала светофора можно обозначить различными способами, пририсовав затемняющие решетки, либо вместо «включенного» сигнала использовать не кружок, а звездообразную, лучащуюся форму.
В старшем дошкольном возрасте уже гораздо лучше получается модульная или обрывная аппликация. На таких занятиях можно сделать множество оригинальных светофоров. Дополнительные картинки с вспомогательным контуром уже не понадобятся, вместо них лучше использовать листы картона или обычной бумаги.
Необычные аппликации светофоры получаются при сочетании техники аппликации и оригами. Для этого из красной, желтой и зеленой цветной бумаги нужно специально изготовить, для наклеивания на основу, каких – либо одинаковых персонажей с различной мимикой.
Необязательно делать мордочки в технике оригами. Если нет пошаговой инструкции или подробного процесса описания, можно подготовить для детей простые плоские шаблоны рожиц, по которым они сами перерисуют и вырежут заготовки, затем дорисовав необходимые черты.
Видео: Простая аппликация “Светофор”
Аппликации для детей старшего возраста
В подготовительной группе детского сада можно с успехом практиковать все вышеописанные способы аппликаций и проводить уже более познавательные занятия на тему правил дорожного движения и существующих видах светофора. Дети в этом возрасте способны совместными усилиями создавать удивительные композиции, а не просто индивидуальные работы.
Скручивание
Светофор аппликация в технике квиллинг, основанной на создании образа из скрученной в ленты бумаги, может показаться слишком сложной для дошкольника поделкой. Но, при наличии подробной инструкции и чутком внимании педагога можно получить интересные и качественные варианты.
Торцевание
Для разнообразия процесса подготовки к школе, можно провести занятия по созданию оригинального светофора аппликации в технике торцевания. Этот способ подразумевает накручивание на кусочек стержня бумажного клочка, затем полученная форма наклеивается на лист основу, с контуром или без.
Наличие пустых промежутков сводится к минимуму и получается разноцветное, объемное изображение с интересной текстурой. Для аппликации светофора следует подготовить желтую, зеленую и красную цветную бумагу.
Учимся переходить дорогу
Дети старшей группы должны знать, что светофоры стоят на перекрёстках и регулируют движение. Но также есть светофор для пешеходного перехода. И что означает каждый из цветов.
Для дошкольников подготовительной группы процесс создания такого необычного светофора, также как и заготовок к нему, будет невероятно увлекательным и занемательным.
(или с помощью мам, пап, бабушек), то навсегда запомнит правило: «красный свет — стоять, желтый – приготовиться, зеленый – можно идти!»
Создать маленький шедевр можно из разных материалов.
Бумажные чудеса
Если отнестись к заданию творчески, то из бумаги можно сотворить немало , причем не нужна дизайнерская или дорогая бумага – пригодится то, что есть в каждом доме.
Аппликация
На прямоугольном рисуем круги, соблюдая между ними одинаковый интервал. Круги можно рисовать циркулем или по шаблону, обводя выбранный предмет (чашку, блюдце, банку). Затем можно действовать по одному из вариантов.
Вариант 1.
Берем 3 листа цветной бумаги – красный, желтый и зеленый — и рвем на небольшие кусочки. Каждый круг , заполняется бумажными кусочками.
Вариант 2.
Можно вырезать 3 цветов сердечки разного размера. Сердечки сложить пополам и приклеивать на одну половинку. Красиво получается, если сердечки выкладывают в симметричном порядке, образуя цветочек.
Вариант 3.
Заполнить сигнальные круги на светофоре можно, нарезав цветную бумагу маленькими квадратами, затем каждый квадратик надо накрутить на стержень от ручки и приклеить торцевой частью на круг. Получится пушистый светофор!
Важно! Для подобных аппликаций можно использовать не только бумагу, но и все, что есть под рукой, – яичную скорлупу, пряжу, мех, фетр. Главное, чтобы имелось 3 цвета – красный, желтый, зеленый. Такая поделка поможет ребенку навсегда запомнить, что светофор наш лучший друг!
Оригами
Светофор получается методом кусудама. Потребуется бумага 3 цветов и ножка-подставка.
Нарезается на квадраты размером 5х5 см. Модули собираются по схеме, затем 3 модуля складывают вместе. На 1 шар потребуется 24 заготовки. Из модулей собирается шар, его надо закрепить на ножку.
Коробки
Это замечательный материал, из которого получаются интересные . получаются разнообразные светофоры:
Вариант 1.
Прямоугольную коробку из-под каши, чая оклеить черной бумагой или покрасить черной краской. На одной стороне наклеить 3 круга (красный, желтый, зеленый), вырезанных по шаблону.
Чтобы такой светофор было удобно переносить в игре, надо обрезать верх, по бокам сделать дырочки и вставить в них веревочку.
Вариант 2.
Готовим коробку, как указано выше, а светофорные цвета сделать из оригами, наклеив модули.
Вариант 3.
Взять 3 коробка от спичек, склеить между собой (можно использовать клей или самоклеящуюся бумагу). Получившийся модуль обернуть черной бумагой и . Выделить белым маркером или полосками белой бумаги светофорные ячейки, в каждую вклеить сигнал нужного цвета.
Вариант 4.
Схему светофора, состоящую из 4 боковин и добавив 1-2 см на склейку (впрочем, подойдет и готовая узкая коробка с одинаковыми сторонами). Насадить склеенную заготовку на ножку, сделанную из карандаша. Внутрь поместить подходящий по размеру рулончик, окрашенный черной краской. На рулончике диагонально расположены квадраты сигнальных цветов.
Поворачивая такой рулончик внутри картонного корпуса, можно изучать, как светофор регулирует движение машин и пешеходов.
Важно! Из коробок можно делать светофоры в рост ребенка – такие пригодятся для детского сада. Их удобно использовать во время активных игр на знание ПДД.
Из СД-дисков
Светофор получается даже из лазерных дисков, понадобятся еще 3 небольшие или банок. Ход работы простой:
- Крышки окрашивают в светофорные цвета.
- Диски закрепляют на основу – это может быть картон или пропущенная нить.
- приклеивают крышки. Готово!
Из пластиковой бутылки
Казалось бы, бросовая вещь – пустая пластиковая бутылка, а сколько из нее можно сделать! можно сделать разными способами.
Вариант 1.
3 крышки окрашивают в сигнальные цвета, их крепят на пустой бутылке. В бутылочную крышку вставляют палочку, укрепленную на еще одну крышку-подставку. Вот и все!
Вариант 2.
Поделка из бутылки может стать настоящим шедевром. Для этого надо окрасить бутылку в нейтральный цвет, перевернуть крышкой вниз и нарисовать или наклеить из самоклейки глаза, нос, рот. Расположить сигналы посередине. По бокам приклеить руки из картона или ткани, снизу сделать ноги. В руки светофору можно дать полицейский жезл и знак дорожного движения.
Пластилиновый светофор
Придумывая поделки на тему «Веселый светофор», не стоит забывать про пластилин, с которым так любят играть дети, и который найдется практически в каждом доме. Обладая базовыми навыками лепки, можно сделать фактурный или натуралистичный светофор.
Вариант 1.
Из пластилина лепится корпус дорожного агрегата – он может быть прямоугольный или овальный. На одну из сторон крепятся слегка придавленные кружки нужных цветов. Чтобы сделать конструкцию более прочной, внутрь можно вставить карандаш или палочку.
Вариант 2.
Из пластилина можно сделать панно. Потребуется картон, вставленный в рамочку, и пластилин.
На картоне рисуется светофор, вся плоскость заполняется пластилином нейтрального цвета (черным, серым, бежевым). Из красного, зеленого и желтого пластилина делаются сигнальные фонари. Усложнить работу можно, если использовать для панно пластилин, сформированный в маленькие шарики, – их закрепляют на основу, слегка расплющивая.
Поделки из подручных материалов
Можно сделать светофор из подручных материалов.
Из пакетов
Потребуются пакеты (целлофановые или для мусора), ножницы, пластиковая крышка, скотч, нитки.
Ход работы:
- Пакеты кладут стопкой, обрезают дно и ручки, чтобы получить ровные прямоугольники.
- Из 2 пластиковых крышек или картона вырезают кольца.
- 2 кольца складывают вместе, обматывают целлофановыми полосками.
- Разрезать целлофан по внешнему контуру.
- Раздвинуть кольца и завязать помпон ниткой.
- Выровнять длину ворса помпона.
- Соединить между собой на нитку 3 помпона разных цветов.
Такой светофор можно повесить или прикрепить к стене. По этому принципу можно сделать механизм регулировки дорожного движения из ниток, оберточной бумаги.
Шитый светофор
Интересный вариант – сшитый из ткани светофор. Он может послужить развивающей игрушкой, если сделать цвета съемными, посадив их на липучку.
Из черной ткани выкраивают контур светофора, сшивают, проложив синтепон или флизелин. Сигнальные цвета удобнее делать из фетра.
Сладкий «красный-желтый-зеленый»
Съев вкусный светофор, каждый малыш запомнит правила перехода через улицу. Приготовить такие лакомства несложно: можно испечь печенье или взять готовое.
Главный секрет – в украшении.
Печенье, вафлю или сладкую булочку надо облить сверху шоколадом и, пока он не застыл, разложить сверху три конфетки нужных цветов (красный, желтый, зеленый). Это могут быть карамельки, цукаты или M&M. Вот и все!
Воздушный
Понравится детям и станет украшением мероприятия, посвященного знанию ПДД, светофор из воздушных шаров.
Понадобятся:
- 7-10 шаров черного цвета;
- 3 крупных шара сигнальных цветов;
- стойка.
Шары закрепляются на стойку: черные служат основой, сигнальные размещают в правильной последовательности.
Творчество и фантазия помогут ребенку создать произведение искусства и навсегда запомнить правила перехода дороги на нужные сигналы светофора.
Цели:
- закрепить навыки и умения работать с шаблонами;
- учит экономному использованию материалов;
- развивать творческие способности;
- проверить правило дорожного движения.
Оборудование учителя:
- готовое изделие;
- шаблоны;
- аппликация для организации соревнования;
- альбомный лист;
- цветная бумага;
- клей;
- ножницы.
Оборудование ученика:
- альбомный лист;
- цветная бумага;
- клей;
- ножницы.
Ход урока
- Организационный момент
- Планирование предстоящих трудовых действий
- Объявление темы и цели
Сегодня вас ждет очень интересная работа. А вот что вы будете делать, догадайтесь сами.
Красный: ясно, путь опасный,
Желтый: то же, что и красный.
А зеленый - не зевай,
Проходи и не мешай.
Правильно, сегодня мы будем выполнять аппликацию “СВЕТОФОР”. (Приложение 1)
На перекрестке двух дорогу края мостовой
Стоит, решителен и строг железный постовой.
Когда зеленый глаз горит -
Иди свободно, путь открыт!
Когда зажжется желтый -
Смотри, куда б ни шел ты!
Когда же вспыхнет красный
Остановись! Опасно!
Сегодня мы вспомним, как работать с шаблоном; что нужно делать, чтобы экономить материал и вспомним технику безопасности при работе с ножницами.
- Организация соревнования
Чтобы было вам интересно, а я могла оценить вашу работу, организуем соревнования: “На чьей улице больше светофоров”. Чей ряд лучше работает, тише сидит, самый дружный будет получать светофоры. А в конце урока мы подведем итог. (Приложение 2) .
- Проверка готовности к уроку
Что необходимо нам сегодня для работы? (Итог соревнования).
- Повторение правил:
- правила рабочего человека;
- правила техники безопасности при работе с ножницами.
(Итог соревнования).
- Вступительная беседа
Для чего необходим светофор?
Светофор, который командует машинам и людям, когда начинать движение, а когда стоять, изобрели раньше автомобиля.
Сто сорок лет назад на городских улицах не было множество машин, и людей возили конные экипажи. Чтобы мчащиеся конные экипажи не сталкивались друг с другом, на перекрестках и поставили светофоры.
Первый светофор был установлен в английском городе Лондоне. Если бы вы сейчас увидели этот светофор, то не сразу бы поняли, что это такое. У первого светофора было всего два цвета - красный и зеленый. Управлял им специальный человек, который поднимал и опускал стрелку с цветным кружком.
Резкий переход от одного сигнала к другому был опасен: один не успел остановиться, а другой уже поехал. И тогда придумали предупреждающий знак - желтый сигнал.
Затем светофоры стали устанавливать на столбах. По цветным стеклам светофора ползла большая черная стрелка. Стрелку переводил регулировщик. Он то включал зеленый свет, то желтый, то красный. Регулировщики стояли возле каждого светофора.
Современные светофоры - электрические. Они самостоятельно переключают свои огоньки на перекрестках и отдают приказы пешеходам и машинам, когда стоять и когда двигаться.
Во всех городах светофоры одинаковые - трехцветные. Цветовые сигналы расположены сверху вниз: красный - стой, желтый - приготовься, зеленый - иди. Светофоры придумали, чтобы охранять жизнь пешеходов и предупреждать несчастные случаи на улицах.
- Анализ изделия
- из какого материала изготовлена аппликация?
- из каких деталей?
- как получили треугольники?
- сколько понадобится квадратов? Кружков?
(Итог соревнования).
- Физминутка
Игра “Светофор” (Приложение 3). (Итог соревнования).
- Практическая работа
- выбор материала;
- обведение шаблона;
- вырезание;
- соединение деталей.
(Итог соревнования).
- Итоги урока
- итог работ;
- выставка лучших работ;
- итог соревнования.
- Уборка рабочих мест
Конспект открытого занятия
педагога дополнительного образования
Г.М. Зверевой
Объединение «Умелые ручки»
Тема занятия:
Аппликация «Светофор»
Тема занятия: Аппликация «Светофор»
Образовательная цель: научить детей выполнять аппликационную работу из геометрических фигур.
Воспитательная цель: воспитание у детей навыков и устойчивых привычек соблюдения правил дорожного движения; воспитание личностных качеств (аккуратность, усидчивость, дисциплинированность)
Развивающая цель: развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, творческих способностей детей; развивать у детей азы дорожной грамоты, расширяя знания детей о светофоре, о значении его сигналов.
Задачи:
отработка навыков составлять изображение из частей;
отработка навыков правильных приёмов наклеивания кругов на прямоугольник, чередуя их последовательность – красный, жёлтый, зелёный;
совершенствование навыков работы с клеем.
Оборудование и материалы:
макет светофора, индивидуальный набор для аппликации: лист плотной белой бумаги формата А – 4, прямоугольник чёрной бумаги размером 15 на 25 см, круги красного, жёлтого, зелёного цветов, клей-карандаш.
тематическая презентация «В гостях у Светофора», содержащая аудио- и видео-материалы (мультфильм «Домик у перехода», аудиозапись детской песни «Переход дороги»);
мультимедийное оборудование.
Форма проведения занятия: интегрированное занятие
Задачи интегрированных образовательных областей:
«Безопасность»: Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.
«Художественное творчество»: Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой
«Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник, квадрат.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, формировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.
«Коммуникация». Развивать навыки общения детей друг с другом, с педагогом.
Ожидаемый результат образовательной деятельности обучающихся:
создание аппликации «Светофор» из геометрических фигур.
Ход занятия
Организационный момент, приветствие
Педагог:
Здравствуйте, ребятки! Готовы к занятию? Давайте проверим.
Руки? – на месте!
Ноги? – на месте!
Локти? – у края!
Спинка? – прямая!
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтоб чему-то научиться.
Основная часть занятия
Педагог:
Отгадайте загадку.
Я глазищами моргаю неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю и тебе готов помочь.
Педагог:
Правильно, это светофор.
Сколько глаз у светофора, какие?
Дети: Красный, жёлтый, зелёный.
Педагог:
А вы знаете, что означают три цвета у светофора?
Красный свет нам говорит:
Стой, опасно, путь
закрыт! (хором)Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала
для движенья! (хором)Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята
могут! (хором)Практическая работа: Выполнение аппликации «Светофор» - мин.
Педагог (показывает макет светофора):
Перед вами – Светофор Светофорович!
Ему скучно в одиночестве, он очень хочет, чтобы вы, ребята, сделали много Светофорчиков, которые помогут людям соблюдать правила дорожного движения.
Сейчас мы с вами будем делать аппликацию «Светофор».
Проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с клеем.
Педагог демонстрирует готовую аппликацию.
Педагог:
Посмотрите внимательно на образец. Из каких деталей состоит светофор?
(Из основы макета светофора – чёрный прямоугольник; его сигналов – круги красного, жёлтого и зелёного цвета)
Педагог показывает детям последовательность выполнения аппликации.
Педагог:
Итак, у всех на столах лежат фигурки, необходимые для аппликации: прямоугольник и три круга – красный, жёлтый, зелёный.
Вы должны будете наклеить на прямоугольник, соблюдая необходимую последовательность, три круга, оставляя между ними небольшие расстояния. (Демонстрируется соответствующий слайд)
По ходу выполнения работы педагог в процессе беседы обращает внимание детей на отличительные особенности геометрических фигур: прямоугольник, квадрат, круг.
Педагог:
С помощью клей-карандаша равномерно наносим небольшой слой клея на красный круг, наклеиваем круг на прямоугольник, разглаживая аккуратно поверхность. Затем также приклеиваем последовательно жёлтый и зелёный круги, не забывая оставлять между ними небольшие равные промежутки.
Педагог:
Итак, что у вас получилось?
Дети: Светофор.
Педагог:
Я думаю, что Светофору Светофоровичу понравились ваши Светофорчики. Теперь ему не скучно, смотрите, он улыбается. (Демонстрируется слайд)
Педагог:
Ребята, мы с вами живём в большом городе, по улицам которого едет много машин, автобусов, такси. Пешеходы переходят дорогу. И все эти участники дорожного движения не мешают друг другу. Это потому, что есть строгие и чёткие правила для водителей и пешеходов. И потому, что на перекрёстках дорог установлены светофоры, которые регулируют дорожное движение.
Сейчас мы с вами сыграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный». Для этого встанем в круг.
Игра «Красный, жёлтый, зелёный»
Педагог показывает по очереди три цветных круга. Дети, слушая стихотворение, выполняют определённые движения вслед за педагогом.
Педагог:
Внимание! Глядит в упор зеленоглазый светофор.
Зелёный, жёлтый, красный глаз, - он каждому даёт указ.
Хоть у вас терпенья нет, подождите – красный свет!
(Дети хлопают в ладоши)
Жёлтый свет засветил (жёлтый круг), приготовьтесь в путь идти!
(Дети берутся за руки)
Свет зелёный впереди (зелёный круг) – вот теперь переходи!
(Дети маршируют на месте)
Игра повторяется несколько раз, сначала с использованием сигнальных цветных кругов и со словами, затем – без слов, только с использованием сигнальных цветных кругов.
Педагог:
Всем, кто ошибся, мы говорим:
«Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора!»
Педагог: Молодцы, ребята! Светофорчики у вас получились красивые. Сигналы светофора вы знаете. Уверена, что наш Светофор Светофорович вами доволен. Вот как он улыбается! (Демонстрация слайда)
И за хорошую работу в подарок от Светофора Светофоровича – мультфильм «Домик у перехода»
Демонстрация мультфильма
Окончание занятия
Дети берутся за руки, сжимают ладони друг друга, повторяют за педагогом:
Чтоб не случилась вдруг беда,
Со Светофором ты дружи всегда!
Использованная литература
Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение.
3. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», г. Санкт-Петербург, 2009.
4. Николаенко И.Н. Проведение уроков трудового обучения
5. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
7. Материалы Интернета.