И полетело, полетело время. Дни, недели, месяцы… Вот вашей крошке уже три. Ребенок стал таким шустрым, что не всегда удается за ним уследить. У него есть навыки взаимодействия с коллективом благодаря походам в сад и прогулкам во дворе и на детской площадке.
Малыш уже импровизирует под красивую музыку, носит с собой приглянувшуюся игрушку, радостно дарит вам плакаты и рисунки малопонятного содержания, вызывающие неизменное умиление.
На верхней полке в его комнате стоит коллекция пластилиновых зверушек, регулярно дополняемая новыми поделками. Ребенок уже может играть сам, без вашей помощи, и часами занимает себя конструктором или куклами.
У него начинает формироваться характер и более или менее выражены предпочтения. Вполне может объявиться какой-нибудь Колька, с которым ваш малыш не особенно ладит, и напротив, с соседской Машенькой может проводить часы и дни напролет.
Дитя уже начинает ощущать себя личностью и чаще всего принимает вполне взвешенные решения, если ситуация ему по силам.
Самым важным моментом и значительным прорывом в организации дня рождения в 3 года становится непосредственное участие ребенка в подготовке праздника.
Планируйте мероприятие с тем расчетом, что именинник будет вам помогать. Конечно, большую часть его работы будут занимать дела не первостепенной важности, но так к ребенку придет осознание самого торжества.
Самое главное, что центральной фигурой в этом празднике будет именно он. Тем более, опыт двух прошедших дней рождения будет смутно улавливаться памятью.
Теперь вы можете дать задание малышу украсить комнату надутыми воздушными шарами. Поручите отобрать игрушки для общих игр с гостями. Вместе пошепчитесь, кого приглашать, а кого нет.
В общем, вовлекайте ребенка в организацию любыми посильными способами. Главное – дать понять чаду, что без него подготовиться к празднику вы уже не сможете. Совсем никак.
Не забывайте про тетрадь – в ней уже есть пометка о том, что вашей детке исполнилось 3 года, и в скобках приписан рост.
Вместо стола с подарками организуйте подобие трона: застелите красивой тканью кресло или стул. К нему можно будет приносить подарки, а затем сфотографировать малютку в окружении даров и гостей на этом самом троне. Помните про шарики, ленты и прочий праздничный декор.
В 3 года малыши спят днем один раз. Поэтому частей программы дня рождения получится две. С утра, по сложившейся традиции, отметьте торжество в кругу семьи.
Малыш, сгорающий от нетерпения в ожидании праздника, скорее всего, сам разбудит родителей в свой день рождения и вполне может потребовать обещанный подарок, не дожидаясь завтрака.
Не идите на поводу у маленького «шантажиста» и будьте непреклонны. Умойте, переоденьте малыша и продолжайте крепиться как минимум до десерта. После завтрака еще раз торжественно поздравьте малыша и подарите, наконец, заготовленный презент.
После того как малыш налюбуется подарком и наиграется с ним, выходите на улицу. Берите с собой мыльные пузыри и несколько шариков с гелием, бумагу и фломастеры. Погуляйте по двору, попускайте мыльные пузыри. Затем сядьте в тени беседки и предложите малышу запустить воздушные шары в небо с какой-нибудь запиской.
Начните записку так: не знаю, кто это прочитает, но знайте – у меня сегодня день рождения! Мне исполнилось 3 года, и я очень люблю своих родителей за то, что они подарили мне такую интересную и замечательную жизнь. Потом – по желанию и ситуации – напишите несколько интересных коротких фактов неизвестному адресату, нарисуйте для него рисунок.
Подпишитесь именем вашего малыша, после чего заверните в письмо конфету, крепко привяжите сверток к ленточкам и с веселыми криками запускайте шарики в небо.
Придя с такой загадочной и веселой прогулки домой, уложите ребенка отдыхать.
Во второй части такого важного для вас дня ожидаются гости. Их все еще не очень много – человек шесть-семь, включая деток. Ваша кроха уже умыта, причесана и переодета.
Вместе вы встречаете гостей в прихожей и принимаете поздравления с подарками. Тетрадка ждет новых пожеланий по случаю очередного дня рождения. Если собравшиеся маленькие гости друг с другом не знакомы, то взрослые друг другу представятся сами, а для детей можно провести небольшую игру-знакомство «Именной мяч» .
Перед тем как садиться за праздничный стол, поставьте всех детей в круг и вооружитесь мячом. Объясните, что вы бросаете кому-нибудь мячик и тот, кому вы его бросили, должен поймать мяч и назвать свое имя. Так пройдите по кругу, начиная с вашего малыша.
Для примера поставьте в круг кого-то из родителей и начните игру именно с них. Потом, выйдя на второй круг, объявите, что тот, кто ловит мяч, говорит, сколько ему лет. Круг также начинайте с вашего ребенка.
После праздничного стола приступайте к играм и конкурсам. Первым будет конкурс на самый быстрый сбор пазла. Мозаику лучше брать из небольшого числа крупных фрагментов, чтобы дети не сильно путались в отдельных элементах.
Разбейте детишек на пары и дайте каждой по паззлу. Пусть собирают на время. При необходимости пары можно усилить родителями, и конкурс станет не только детским.
Паре-победителю даруется право начать следующий конкурс. Называется он «Дружные вагончики» .
Двух ребятишек ставят одного за другим. Между животом второго и спиной первого помещают шарик. Задача команды – пробежать с этим шариком до конца комнаты и вернуться, не уронив его на пол. Кто справится быстрее всех, тот и молодец.
Для придания массовости и усугубления веселья смело привлекайте к конкурсу взрослых. Ведущий становится в центре комнаты и дает команду: «На старт, внимание, марш!». Выигравшей команде вручают главный приз, а проигравшим – поощрительные подарки.
После такого подвижного развлечения можно предложить развивающую игру «Кто к нам пришел?» , которая наверняка развеселит не только детей, но и взрослых. Суть игры заключается в том, что малыши должны угадывать того, кто пришел к ним на праздник.
Заранее продумайте вымышленных гостей. Например, Карлсон, Микки Маус, Богатырь и Принцесса. Для каждого из персонажей подготовьте костюм. Карлсон обязательно должен быть с пропеллером и большой кнопкой на животе. Микки прикрепите ушки и нарисуйте черный нос, неплохо дополнить этот костюм белыми перчатками и писклявым голоском. Так дети быстрее поймут, кто пришел к ним в гости.
Богатырю вручите игрушечный меч и щит, не забыв надеть на голову богатырский шлем. Принцессу нарядите самостоятельно, выбрав из взрослых гостей самую привлекательную даму. Потом действуйте по сценарию.
Ребята остаются в комнате с ведущим, который рассказывает, что на праздник пришли сказочные герои и непременно хотят познакомиться с каждым из них. Стук в дверь.
Ведущий:
«Вот и первый гость пришел, угадайте кто же он?»
После этих слов входит Карлсон, изображая полет и жужжанье мотора. Дети непременно узнают его. После недолгого разговора с детворой усадите Карлсона рядом с детьми и зовите следующего персонажа.
Ведущий:
«В сказках нет его сильней,
И смелее и храбрей.
Победит любое зло,
Заступившись за добро!»
В комнату входит Богатырь. Малыши должны угадать, кто пришел к ним на праздник. Взрослый, играющий эту роль, произносит слова о смелости и отваге. Как только дети узнали сказочного героя, ведущий продолжает игру.
Ведущий:
«Добрый сказочный герой
С черными ушами.
С ним танцуем и поем,
Топаем ногами!»
Дети начинают топать ножками, а в дверях появляется Микки Маус. Здесь не помешают небольшие танец и песня. Можно включить заранее подготовленную музыку. Напоследок оставьте Принцессу, которая раздаст всем деткам сладкие призы.
Перед появлением последнего гостя ведущий произносит слова:
«Нет создания нежней
И прекрасней, чем она,
Очарует королей,
А полюбит простака!»
Входит Принцесса в красивом платье и с короной на голове. Завершите игру дружным хороводом и коллективным исполнением песни («Пусть бегут неуклюже…», «Голубой вагон» и т. п.).
Затем можно поиграть в более простые игры.
Выдайте детворе крупный конструктор, кубики, пластиковые бутылочки и дайте задание из всего этого построить «кегли». Таким образом устройте в комнате боулинг, запуская круглый игровой мяч в расставленные у противоположной стены кегли.
Подберите различные красивые и интересные сувениры. Это могут быть небольшие мягкие игрушки, куклы, машинки, блокноты, фломастеры, мелки. К каждому сувениру приложите конфету или небольшую шоколадку.
Заверните призы с угощением в оберточную бумагу в виде конфет и подвесьте на нитке к горизонтально натянутой веревке. Завяжите глаза одному из ребят плотной тканью, покрутите его в одну сторону, покрутите в другую. Поставьте в примерном направлении на висящие сувениры и предложите найти и сорвать подарок.
Пусть остальные участники подбадривают первопроходца и направляют его к цели, если вдруг он собьется с курса.
Малыш, дойдя до висящих сувениров и нащупав нитку, срывает себе один и после этого снимает повязку, которая переходит к следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой сувенир. Призами также потом можно меняться.
В завершение праздника исполните уже знакомый «Каравай». Именинник может не просто хлопать в ладоши, а танцевать в центре круга. Конечно, слова «я люблю, признаться, всех…» пусть скажет сам.
После этого погасите свет и включите гирлянду. Далее выносится торт и организовывается задувание свечей виновником торжества. Теперь малыш может проявить самостоятельность и задуть свечи сам. Вы все тоже мысленно пожелайте ему самых лучших качеств и крепкого здоровья.
После расправы над вкусным тортом проводите гостей.
Позаботьтесь, чтобы каждый из них не забыл свой сувенир, и обязательно поблагодарите за чудесно проведенный вечер.
Шарики можно подвязать цветными ленточками к стульям, дверным ручкам так, чтобы малышам пришлось тянуться за ними, или просто разбросать по полу. Ярко, красиво, а главное – дети полчаса, а то и больше, будут заняты любимой игрой. Они смогут бегать по комнате, подбрасывать шарики, сгребать их в охапку и снова толкать маленькими ручками и ножками.
Аналогичный эффект на малышей производят мыльные пузыри . Дети обожают гоняться за ними, ловить руками, любят, когда они лопаются.
Если вы используете мыльные пузыри, помните две вещи: от них щиплет глаза и пол после мыла очень скользкий.
Поэтому, заранее подготовьте старую скатерть или кусок ткани. Расстелите ее на полу, где будете пускать мыльные пузыри.
Это убережет детей от падения, а также спасет ваш любимый ковер или чистый пол.
После того как дети наиграются, просто уберите ткань, вытрите остатки мыльного раствора – и можно продолжать торжество.
Позаботьтесь о безопасности детей, предупредите, чтобы они берегли глазки.
Украсить и преобразить детскую комнату, помимо шаров, помогут старые обои. Закрепите английскими булавками на одной из стен длинную полоску. Наклейте на нее детские фотографии, иллюстрирующие памятные моменты из жизни виновника торжества: как малыш рос, учился рисовать, клеить, играл и веселился.
И то и другое под силу любой маме, даже не обладающей талантом художника. А мастера изобразительного искусства наверняка создадут на обоях настоящую волшебную страну, главным героем которой будет малыш.
Не забудьте оставить свободное пространство, примерно 1x1 метр. Это для юных гостей.
В начале праздника предложите прибывающим друзьям малыша, пока вы ждете остальных гостей, нарисовать что-нибудь памятное. Вооружите их красками и фломастерами, контролируйте, чтобы никто из детей не увлекся и не начал рисовать на ваших новых обоях.
На плакате можно оставлять свои отпечатки, обводить ладошки, рисовать цветы, животных и все что душа пожелает. А мамы могут подписывать творения своих детей. Вот будет интересно развернуть этот плакат через 5 лет и посмотреть, кто оставил свой «след в истории»!
После того как детишки порисовали в свое удовольствие, самое время немного подкрепиться, а потом приступить к играм и веселым забавам.
Помните, что в этом возрасте детям сложно играть самостоятельно, особенно если ребенок «домашний», не ходит в детский сад. Важно, чтобы кто-то из взрослых задавал темп игры, устанавливал и объяснял несложные правила. Все время будьте рядом, помогайте ребенку преодолевать препятствия и выполнять задания, старайтесь научить его взаимодействовать не только с родителями, но и с другими детьми.
Малышам трех лет придутся по вкусу игры с повторением движений, хороводы, игры-стишки и игры-песенки, а также конкурсы с распознаванием цветов, отгадывание животных, различные «тропинки препятствий» и, конечно же, прятки.
Игры-стихотворения.
Это особая разновидность игр, они поддерживают определенный ритм и поэтому очень нравятся детям. Взрослый медленно и внятно произносит вслух одну за другой строчки простых стихотворений и показывает движения, которые иллюстрируют их содержание.
Вспомните, например, всем известное стихотворение «Мишка косолапый» :
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ:
«Больше я не буду шишки собирать,
Сяду на машину и поеду спать!».
Обычно, читая это стихотворение, мама и малыши ходят, покачиваясь из стороны в сторону, как медведи, наклоняются, словно собирают шишки.
Потом демонстрируют, как шишка попадает в лоб, для чего кулаком касаются собственного лба.
Топают ногой и грозят пальцем, а после, взяв в руки воображаемый руль, едут на машине и укладываются спать (ладошки лодочкой кладутся под щеку).
Лучше повторять игру несколько раз, чтобы дети могли запомнить движения.
Аналогичным образом иллюстрируются и другие стихотворения.
Например, взрослый читает стихотворение «Веселые обезьянки» :
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
При этих словах топаем правой ногой.
Левой ножкой топ, топ!
При этих словах топаем левой ногой.
Руки вверх, вверх, вверх!
Поднимаем прямые руки, тянемся вверх.
Кто поднимет выше всех?
Вверх до неба,
Тянемся вверх.
Вниз до травки.
Вверх до неба,
Тянемся вверх.
Вниз до травки.
Садимся на корточки и касаемся руками пола.
А теперь покружились
Встаем, кружимся вокруг своей оси.
И вниз повалились.
Все садятся на пол, а потом падают.
Хороводы
строятся по тому же принципу.
Исполняется короткая песенка, дети ходят по кругу и выполняют движения, о которых поют.
Например, игра-хоровод «Три веселых братца» :
Три веселых братца гуляли по двору,
При этих словах все идут по кругу, держась за руки.
Три веселых братца затеяли игру,
Делали головками ник-ник-ник,
Все кивают головой или наклоняют ее вправо, потом влево.
Пальчиками ловкими чик-чик-чик,
Делаем руками упражнение «ножницы». Руки прямые, сначала правая рука идет сверху и перекрещивает левую, потом наоборот.
Хлопали ладошками – хлоп-хлоп-хлоп,
Хлопаем в ладоши.
Топотали ножками – топ-топ-топ.
Громко топаем ногами.
После хороводов, прыжков и веселой беготни самое время немного отдохнуть, сменить род занятия, поиграть в спокойные игры.
Угадай-ка животное.
Дети вместе с родителями усаживаются на пол. Перед ними раскладывают игрушки или картинки, изображающие известных им животных. Кто-то из взрослых незаметно издает звук, имитирующий голос котенка, собаки или другого «представителя животного мира» из тех, что расположились на полу. Другой взрослый спрашивает, чей это голос.
Ребенок должен ответить и указать на это животное.
Можно изменить правила. Мама берет в руки одну игрушку и просит сказать, что говорит то или иное животное. Малыши лают, рычат или пищат.
«Норка».
Расскажите детям, что у всех животных есть домики: норы, дупла, пещеры, берлоги. С хитрым видом предложите ребятам отправиться в один из таких домиков-норок. Его легко соорудить. Попросите это сделать папу или кого-то из взрослых, пока вы играете в угадывание и превращение в животных.
Соедините несколько стульев или табуреток, накиньте на них покрывало или простыни – и норка готова. Важно, чтобы она была не слишком темной, так как дети могут испугаться.
Зато потом дети надолго оставят вас в покое, исследуя домик и ползая по нему. Хотя не исключено, что им придется по душе совместное ползание, например паровозиком или парами – мама и малыш.
Приготовьтесь к тому, что вам предстоит стать «первооткрывателем» и показать на личном примере, как залезать в норку.
Еще одна увлекательная и интересная забава – прятки с игрушкой .
Мама или папа прячут в комнате любимую игрушку ребенка и просят ее найти.
– Где зайчик? – спрашивают родители. – Может, под диваном?
Все вместе подбегают к дивану, наклоняются, смотрят, но там его нет Выдвигается следующее предположение. Например, под столом. Там опять нет.
– А может, зайчик пошел в ванную, решил помыться?
Наконец зверек обнаруживается. Все радуются, мамы отмечают, какие молодцы ребятишки. Зайчик может тут же снова спрятаться, вот такой он шустрый, проказник. Лучше, чтобы он обнаруживался на третий или четвертый раз, иначе дети потеряют интерес к игре.
Спрятаться могут также мама или бабушка, то есть кто-то из взрослых. А дети с папой отправятся на ее поиски.
Например, поиски мамы можно обыграть так.
– Ой, беда, куда она пропала? – мотаем головой, пожимаем плечами, показывая всем видом огорчение.
– Ребята, давайте отыщем маму, бежим скорее за мной. Давайте быстрее! На кухню! Посмотрим в ванной! А может, в спальне?! Ага! Вот она! Нашлась!
После этого все обнимают маму, взрослые хвалят малышей, без которых они ни за что не справились бы.
Очень важно, чтобы взрослые энергично и весело предлагали малышам совершить тот или иной процесс, мотивировали их.
«Пара – не пара».
Выберите для игры и разложите на полу несколько однотонных носков разного цвета. Возьмите один, а остальные отложите в сторону. Попросите детей найти второй носочек, братца и товарища первого.
Вместо носочков могут использоваться рукавички, платки или два набора фломастеров.
«Стрелки и ловцы».
Еще одно любимое занятие ребятишек – перекладывание предметов из одной емкости в другую. Усложним им задачу. Дети будут бросать мягкие бумажные шарики в пластмассовое ведерко, которое держит папа, стараясь проявить ловкость и поймать их.
Бросаем мячики в ведро,
Попасть в него нам нелегко.
Проверим, кто из детей самый меткий, а кто из пап самый ловкий.
«Хвостики».
Теперь самое время подключить к игровому процессу мам. Они так похожи на лисиц изящной походкой, только хвоста, которым можно вилять, у них нет. Но ничего, это дело поправимое.
Берем длинные веревки или шнурки, к концу которых привязываем кусочек ткани, а в идеале меха. Мамам к поясу крепятся эти хвостики, а детишки пытаются схватить их и оторвать.
Затем правила меняем: шнурки крепятся ребятам, которые со всем проворством и быстротой, на которые способны, пытаются улизнуть от охотниц за хвостами – мамами.
Забавное гадание.
Интересным занятием и для детей, и для взрослых будет праздничное гадание, предсказание будущего.
Перед детьми выкладывают несколько предметов, например цветок, кольцо, ручку, клубок ниток, мячик, листок бумаги.
Мамы внимательно наблюдают, что возьмет ребенок, трактуют смысл и значение предмета непосвященным.
Так, цветок – это счастливая жизнь, кольцо – большая любовь, ручка – деловой образ жизни, катушка ниток – долгая любовь, мячик – достижения в спорте, лист бумаги – богатая жизнь.
Кукольный театр.
Занавесом для такого театра может служить одеяло, накинутое на стол или закрепленное в проеме двери. Если вы умеете шить, можете изготовить самостоятельно главных героев из старых варежек, а можете купить кукол в магазине.
Сказка должна быть короткой, желательно на известный детям сюжет. Роли исполняют и озвучивают взрослые.
В конце можно предложить детям надеть варежку и поговорить от лица персонажа или побеседовать со сказочным героем, которого озвучивает взрослый.
Хороводы и танцы в кругу.
Организуйте с детьми круг, в середину должен стать именинник. Возьмитесь за руки и начинайте водить хороводы то в одну, то в другую сторону. Напевайте вместе известные детские песни или танцуйте, кружитесь и прыгайте под любимые мелодии из мультфильмов. Ребятишки с радостью будут бегать вокруг именинника, то держась за руки, то беспорядочно перемещаясь по комнате.
Конечно, праздник завершается традиционным «Караваем», выносом торта со свечами. Именинник вместе с родителями загадывает желание и задувает свечи, его также поднимают на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет.
К трём годам малыш уже становится личностью творческой и социальной. Возрастают конструктивные возможности, что несказанно радует самого ребёнка (и родителей, конечно), и на первый план уже выходят такие творческие увлечения, как рисование, лепка, собирание пазла, различных мозаик, конструирование из всевозможных материалов. Активно начинает развиваться воображение. Многие дети становятся увлечёнными «читателями», у них появляются любимые книги, герои, сюжеты начинают «вплетаться» в повседневную жизнь, обогащая воображение и личный опыт ребёнка.
Такое множество интересов предоставляет широкое поле для ответов на вопрос:
«Что подарить ребёнку на трёхлетие?»
Конечно же, мальчики будут очень рады автомобильным трекам, парковкам и железным дорогам, а юные барышни — кухне или кукольной коляске. И, конечно же, большинство трёхлеток способен порадовать велосипед. Но есть ещё множество игрушек, отвечающих потребности ребёнка в творческой активности:
Конструкторы (блочные, магнитные, деревянные, керамические — из кирпичиков, мягкие, развивающие конструкторы-лабиринты, конструкторы с болтовым соединением и т. п.) не только способствуют развитию пространственного мышления, процессов анализа и синтеза, мелкой моторики, но и развивают воображение, участвуют в формировании сюжетно-ролевых игр ребёнка;
Мозаики (мозаики на ножках, магнитные, термомозаики, самоклеющиеся мозаики) развивают навыки изобразительного творчества, фантазию ребёнка;
Пластилиновые наборы (застывающий лёгкий пластилин для долговечных поделок, шариковый пластилин, плавающий, наборы прессов, штампов и пластиковых деталей, дополняющих изображение, пластилиновые расскраски, готовые наборы: «Фабрика сладостей», «Дорожные работы», «Стоматолог» и пр.) могут очень надолго занять малыша полезным для рук, мышления и речи творчеством;
Тематические пазлы с любимыми героями, настольные игры, развивающие книжки, электронные плакаты (многие дети в этом возрасте уже проявляют большой интерес к буквам, цифрам, счёту, что можно поддержать соответствующими пособиями);
Набор для домашнего театра (перчаточные и пальчиковые куклы, декорации) позволят ребёнку удовлетворить потребность в перевоплощении и подражании любимым героям, научиться строить диалоги, развить эмоциональную выразительность речи.
Готовимся к празднику вместе.
В 3 года ребёнок уже имеет осознанные пристрастия и предпочтения. Он может ответить на вопрос: «Кого бы ты хотел пригласить на свой День рождения?», а порой и подсказать сценарий праздника. Так например, ребёнок может каждый день напоминать о том, что ждёт на День рождения Карлсона, чтобы поиграть с ним «в палатку», «в привидение» и поесть торт со свечками, или приглашать Крокодила Гену поиграть ему на гармошке. (Любимые герои могут прийти в виде перчаточных кукол, приглашённых артистов). Можно оформить комнату ребёнка не только воздушными шарами и гирляндами, но и настенными композициями с любимыми героями малыша (коллажи из открыток и журнальных иллюстраций, специальные наклейки), и сам ребёнок может принимать в украшении активное участие (если только родители не планируют сделать оформление комнаты подарком-сюрпризом). Можно доверить ребёнку и такую помощь: размешать тесто для пирога, украсить пригласительные открытки, накрыть на стол, расставить стульчики.
Проведение праздника.
Основное развлечение для детей, конечно же не застолье (чтобы подкрепить силы, достаточно сока, нарезанных фруктов, канапе и печенья), а весёлые игры и забавы. Трёхлеткам можно предложить:
Игры с повторением движений (имитации движений животных, танцы с помпонами болельщиков, обыгрывание стихотворений — например, «Мишка-косолапый», «На лошадке ехали», совместное разучивание танцев- «Маленькие утята», «Раз морозною зимой»);
- «Угадай животное» (из разложенных перед детьми картинок нужно выбрать изображение животного, «речь» которого имитирует взрослый);
- «Прятки» (дети ищут спрятанную игрушку, ориентируясь на «предположения» взрослых: «Может, Мишка спрятался под стол...»);
- «Кто быстрее» (соберёт пазл, построит башню из кубиков, составит из конструктора светофор, соберёт все красные детали в коробку, нанижет 10 бусин на нитку — крупные деревянные бусы);
- «Кегельбан» (сбивать мячиком можно не только кегли, но и пластиковые бутылки с водой или крупами, башенки из кубиков);
- «Паровозик» (под музыку «паровозик»-взрослый собирает «вагончики», все дружной цепочкой двигаются между препятствиями);
- «Шумовой оркестр» (исполнение детских песен с использованием маракасов, свистков, барабанов, трещоток, палочек, бутылочек с горохом);
Создание совместной картины («Цветы для именинника» - наклеивание готовых деталей из самоклеющейся бумаги, налепливание пластилиновых элементов, вдавливание в пластилин бисера, бусин и пайеток);
- «Домашний театр» (рассказывание знакомой сказки при помощи пальчиковых или перчаточных кукол, магнитных картинок).
Празднование в детском саду.
Трёхлетние дети часто уже ходят в детский сад, и в этом случае основной детский праздник можно перенести в группу. Самым интересным решением праздника в детском саду может стать приглашение выездного театра. Например, интерактивный спектакль «Репка» привлечёт группу трёхлеток не только яркими декорациями и ростовыми куклами, но и интереснейшими заданиями, играми, конкурсами — всем тем, что делает детский праздник увлекательным и сказочным.
Итак, сценарий я придумала где-то за неделю до праздника, на подготовку ушло несколько вечеров. Сразу прошу прощения за качество фото, как-то совсем не до этого было, теперь жалею, что никому не выдала фотоаппарат))) Все фоткалось впопыхах, на телефон. Но, как мне написали в инстаграме, если не успевали фоткать, значит, праздник удался))
Вступление
Началось все с того, что я спросила у детей, кто хочет помочь мне украсить торт свечами. Захотели все. Но тут оказалось, что свечи украли!Мы рассмотрели упаковку и обнаружили, во-первых, следы преступника:
Стали думать, кто это может быть. Дети предположили, что лягушка, а потом кто-то сказал: "А я думаю, это был динозавр!". Это было мне на руку, т.к. соответствовало сценарию)))
Во-вторых, были найдены подсказки:
Белый листик - это записка от Доброго Гнома, хранителя Дня рождения - там написано, что он видел, как динозавр стащил свечки, но не успел его поймать. В P.S. говорилось, что нужно помочь птичкам и садовым феям, и они помогут нам.
Рулончик справа - это карта. Я ее подпалила по краям для красоты и загадочности.
Изучив ее, мы отправились, как нам советовал Гном, помогать птичкам, а затем феям. К слову, и те, и другие - это шпажки для канапе, покупала в Фикс Прайсе.
Птичье царство
Птичек нам надо было вызволять из ледяных яиц. Для этого я заранее подготовила полотенца и пустые контейнеры, лейки и бутылочки для теплой воды. Вечером накануне поставила в морозилку воздушные шары (в них сначала положила по 1 птичке и наполнила водой). Впервые увидела эту идею в книжке "Айсберг на ковре", там были яйца динозавров. Но вообще такая игра много где используется, мы ее обожаем!
Дети выбрали себе яйца и стали размораживать (подключились и взрослые))
Освобожденные птички заняли свои места на клетке, один из детей был назначен Хранителем Клетки, и мы пошли к Феям.
Сад фей
А феи, как оказалось, были уже готовы вылупиться из Большого Цветка, надо было им только помочь: найти созревших фей среди семян. Главное условие - не подглядывать, чтобы не спугнуть!
Цветок - это обмотанная красной авоськой пятилитровая канистра для воды. В ней обрезано горлышко. Крышка - воронка в виде цветочка, тоже как-то давно покупала в фикс прайсе. Крышка снимается, и дети по очереди засовывают руку внутрь, старательно смотрят наверх (вниз нельзя, уговор!). Любопытство на их лице быстро сменяется удивлением и восторгом - это их рука нырнула в "семена", которые на самом деле были гидрогелевыми шариками, я с вечера замочила 3 упаковки.
Феи были найдены, но дети никак не хотели прощаться с этой игрой, они закидывали фей заново в бутылку, а заодно и птичек, и снова искали их там. Сначала все цивилизованно искали фей по одному, но потом терпение лопнуло, и в бутыль залезало сразу по 2-3 руки, а я переживала, как бы они не оцарапались об обрезанные края. Опять подтянулись взрослые и тоже удивлялись, что это за семена там такие)))
В общем, когда все уже не по одному разу спасли фей, птичек, а также как-то затесавшегося в эту компанию лего-крокодила, мы пошли по карте дальше - по тернистому пути.
Тернистый путь
Это была полоса препятствий, позаимствованная с развивалок, где подобный (но не точь-в-точь такой, конечно) этап был на каждом занятии и дети его обожали. Я решила вставить в день рождения, потому что боялась, что дети "засидятся", и надо было как-то их размять.
Вначале мы прыгали по кочкам (разложенные по полу цветные кружочки - большие термосалфетки из того же фикс прайса), потом пробирались сквозь гигантскую паутину (натянутые между двумя стульчиками веревки с колокольчками, надо стараться пролезть так, чтобы они не зазвенели). Затем дети забирались на икеевскую приступочку и прыгали с нее на диванную подушку.
Заключительным (и самым популярным) этапом было плаванье в море. На полу лежит одеяло, с двух сторон стоят папы. Ребенок ложится на одеяло, а папы поднимают его и качают, как в гамаке.
Все это тоже было пройдено детьми не по одному разу. Убирать не давали и разрешили только тогда, когда мы посмотрели на карту и увидели: следующий пункт - долина динозавров!
Долина динозавров
Я думала, что дети просто наклеят детальки и все, но они раскрашивали, рисовали глазки, а потом вообще унесли динозавров домой.
Когда все было доклеено, я внесла заранее приготовленный вулкан. Это небольшая пластиковая бутылка, обмотанная бумагой. Внутри сода, лимонная кислота и краситель. Для удобства уборки вся конструкция сразу стоит внутри мусорного пакета, а тот лежит на подносе.
Рядом с вулканом лежала записка, в которой Гном писал, что он ошибался! Динозавры ни при чем, но они могут нам помочь! Надо запустить вулкан и раскрасить яйца. "Какие еще яйца?" - подумали мы, но решили действовать по порядку.
Дети по очереди лили воду в вулкан и наблюдали за извержением.
Очень эффектно! На телефонных фото, конечно, гораздо хуже, чем в жизни.
Когда восторженное наблюдение начало сменяться риском измазаться в лаве самим и испачкать всю квартиру, я подняла мусорный пакет и убрала вулкан. И оказалось, что под ним на подносе лежали яйца!
Мы стали раскрашивать их заранее подготовленными кисточками и желтой краской, разведенной в стаканчике-непроливайке.
Задумка была в том, что на каждом яйце белым восковым мелком очень крупно была написана 1 буква из слова К Н И Г И. При раскрашивании краска ложится на бумагу, но не ложится на воск и буква проявляется. Затем мы должны были из букв составить слово-подсказку, куда идти дальше (напомню, большинство детей на празднике - уже читающие).
Волшебство немного дало сбой, и буквы было видно плохо. Но все же мы, при помощи взрослых, смогли их опознать (даже Влад свою узнал, ему попалась его любимая - Г), я под диктовку выписала (сразу в правильном порядке) и мы зачитали слово "книги". Сверились с картой и поняли, куда нужно идти!
Древняя библиотека
Мы подошли к книжному шкафу, и я сказала детям, что одна из книг на полке им может помочь, и они моментально ее нашли. А вы догадались, какая?
У меня давно уже была такая коробочка от чая - в виде книги, и я решила использовать ее на празднике как тайник.
Вот и наступил тот долгожданный трёхлетний возраст, когда малыш уже смело может принимать самостоятельно вполне осознанные решения, если, конечно, возникшая проблема ему под силу. Ему очень нравится рисовать и радовать своих родителей новыми малопонятными рисунками, которые вызывают у них только умиление. Малыш пытается помочь маме и папе во всех домашних делах, включая мытьё посуды и уборку, поэтому, задавая вопрос о том, ребёнка (3 года), прежде всего, следует помнить, что он должен принимать самое непосредственное участие во всей организации этого праздника. Это позволит ему окунуться в атмосферу наступающего торжества, а также развить свои творческие способности.
Поручите ему, к примеру, развесить надутые шарики по всей комнате, вырезать цветные фигурки, пусть и неровные, выбрать игрушки, с которыми он будет играть с гостями. Обсудите с ним вопрос о том, кого он хочет видеть на своём празднике, в общем, заставьте малыша чувствовать себя главным на этом торжестве. А в том, как организовать ребёнка в 3 года, мы поможем разобраться в нашей статье.
Оформление комнаты
Ребёнку в этом возрасте очень важно, чтобы всё вокруг сверкало и сияло, поэтому самым оптимальным вариантом в данной ситуации будут воздушные шары, цветные ленты, яркие плакаты с изображением любимых мультипликационных героев малыша, цветочки, бантики (если это девочка) и многое другое, что может напоминать праздник. Также в тему будут разнообразные дуделки, колпачки, хлопушки. Ничего, что после таких экземпляров будет погром в доме, ведь ради любимого сынули или дочурки можно и потерпеть.
Гости
Если планируется приглашать только маленьких гостей, то заранее придётся предупредить их родителей о том, в котором часу они должны будут забрать своих деток. В данном случае хорошо подойдут яркие пригласительные, которые вы вместе с будущим именинником можете сделать самостоятельно.
Приглашать лучше не больше 3-4 человек, так как детки в этом возрасте ещё недостаточно самостоятельны и уследить за ними будет довольно сложно.
Если вы планируете приглашать детей вместе со взрослыми, то здесь следует позаботиться о двух столах - для маленьких и взрослых.
Стол
Если волнует вопрос о том, как отметить (3 года), то заранее следует позаботиться о блюдах, которые будут подаваться гостям. Для деток главное в данной ситуации - интересное оформление, поэтому можно вырезать из овощей или фруктов красивые фигурки, сделать цветные салатики. Маленькие тарталетки с различными начинками также придутся деткам по вкусу.
Главным деликатесом, конечно, на данном торжестве будет торт, поэтому заранее приобретите побольше свечей, ведь малыш будет задувать их не один раз.
Вот и все нюансы организации. Теперь поговорим о том, как отметить день рождения ребёнка (3 года).
Утро
Несомненно, малыш разбудит вас рано утром для получения заветного подарка, поэтому не забудьте его купить, чтобы не испортить ему праздник.
Тематика праздника
День рождения ребёнка - 3 года - предполагает заранее продуманную тематику, лучше, если это будет сказка, ведь малыши очень любят всё, что связано со Сделайте малышу своеобразный трон и корону, пусть он почувствует себя самым главным на этом празднике. Для этого обмотайте обычный стул со спинкой фольгой, а после того как малыш присядет во главе стола, наденьте на него корону. Её можно сделать самостоятельно или купить в магазине.
Если вы всё-таки планируете придерживаться сказочной тематики, подумайте заранее о костюме, в котором ребёнок будет встречать своих гостей. Хорошо будет, если вы заранее предупредите в приглашениях или по телефону родителей маленьких гостей о тематике торжества. Вашему ребёнку очень понравится, если его друзья придут в красивых костюмах.
Встреча гостей
Для того чтобы понять, ребёнка (3 года), следует подумать о том, как вы будете встречать гостей. О том, что дети должны быть в костюмах, мы уже говорили, а как сделать так, чтобы маленьким гостям стало интересно уже на начальном этапе праздника? Ответ очень прост. После того как подарки вручены, предложите деткам нарисовать на память имениннику какой-нибудь рисунок. Это может быть всё что угодно: отпечаток ладошки или вырезка из цветной бумаги, главное, чтобы малыши поняли, что от их художества будет зависеть продолжение праздника.
За столом
Готовя праздничный стол, не стоит терзать себя вопросом о том, как отметить день рождения ребёнка. 3 года - это не тот возраст, когда нужно требовать от детей четкого соблюдения определенных ритуалов. Это всего лишь детский праздник, и если что-либо пойдёт не так - не беда, пустите всё на самотёк, ведь гости ещё очень малы, чтобы строго следовать каким-либо правилам.
Следует помнить, что дети в таком возрасте сидят за столом не больше 10 минут, поэтому день рождения ребёнка (3 года) - это не только угощение, но и игры. Для этого запаситесь карандашами, фломастерами, цветной бумагой, игрушками, шариками, мыльными пузырями, чтобы детям было чем себя занять.
Главным атрибутом на этом празднике будет торт. Его дети будут ждать с нетерпением. Здесь можно пофантазировать. Например, отправьтесь за тортом, а затем вернитесь в комнату и объявите, что торт пропал и попросите, чтобы малыши помогли его найти. Это очень увлекательно. Можно заранее продумать маршрут, по которому дети будут искать заветную сладость.
После того как торт найдётся, усадите всех за стол и попросите именинника задуть свечи. Будет очень хорошо, если после этого действа ребёнок получит от вас ещё какой-нибудь подарок. Не нужно, чтобы он был дорогим, достаточно чего-нибудь яркого. Очень хорошо, если вы в течение всего дня будете радовать его интересными подарочками, ваш малыш от этого будет просто в восторге.
Конкурсы
Если вас волнует вопрос относительно того, как отметить день рождения ребёнка в 3 года, следует заранее позаботиться о конкурсах, чтобы деткам было нескучно. Мы предлагаем несколько весёлых вариантов. Не забудьте припасти для деток немного маленьких презентов, чтобы поощрять их после проведения конкурсов и игр.
«Угадай животное»
Для этого конкурса усадите деток на пол и начинайте показывать им карточки с изображением животных. Кто больше даст правильных ответов, тот и победил.
«Музыкальная пауза»
Включите деткам музыку и пусть они потанцуют. Это очень их порадует.
«Найди пару»
Ещё один интересный способ относительно того, как отпраздновать день рождения ребёнка (3 года) - занять их поиском парных предметов. Для этого подготовьте пару перчаток, носочков или тапочек. Один предмет расположите на полу, а их пару припрячьте. Нашедшему полагается приз.
«Кукольный театр»
Это отличный способ для забавы. Для этого поставьте с двух сторон стулья и натяните занавеску. Пригласите для участия взрослых. Возьмите несколько кукол и игрушек и продемонстрируйте какую-нибудь знакомую деткам сказку.
«Фокусы»
Ещё одна интересная идея относительно того, как отметить день рождения ребёнка (3 года) - пригласить клоуна. Если такой возможности нет, можно самостоятельно усвоить несколько несложных фокусов и продемонстрировать их малышам.
«Хоровод»
Включите музыку, пусть детки возьмутся за руки и поводят хоровод.
«Повтори»
Показывайте малышам некоторые несложные движения, лучше, если они будут танцевальными. К примеру, разучите с детками «танец маленьких утят» или покажите, как ходит мишка, скачет лошадка, маршируют солдаты и т. д.
Услуги аниматоров
Если ребёнку 3 года, как отметить день рождения, если у вас нет желания и времени организовывать торжество? В этом случае можно воспользоваться услугами аниматоров. Они не только правильно и профессионально организуют праздник, но и хорошо повеселят всех гостей. В зависимости от ваших желаний и средств, организаторы могут привести с собой клоуна или какого-либо сказочного персонажа. Но следует помнить, что многие дети в данном возрасте боятся незнакомых людей и клоунов.
День рождения (3 года) уже должен остаться в памяти малыша надолго, а самое главное - он будет очень благодарен своим родителям за такой праздник. Поэтому постарайтесь обеспечить ему достойное торжество и не забудьте запечатлеть его, чтобы показать ему эти фото в старшем возрасте, пусть он посмеётся.
Если Вам предстоит организовать День рождения ребёнка на 3 года, то ознакомьтесь с нашими идеями, играми и конкурсами. Комбинируйте, дополняйте, фантазируйте. И у Вас наверняка выйдет отличный праздник.
Игры на день рождения, которые детки очень любят
В дикий восторг детишек приводят игры с воздушными шариками, мыльными пузырями (только бережём глазки).
Также рекомендуем организовать кукольный театр и показать какую-то простую сказку. Трёхлетние дети - хорошие слушатели, наверняка оценят.
Обязательно будем водить хороводы, без традиционного «Каравая» не обойдёмся.
Малышам в три года интересно перекладывать предметы из одного места в другое (можно организовать на скорость), отгадывать животных, распознавать цвета. Ещё такие детки любят игры с повторением движений, игры-стишки (когда взрослый читает стишок, а деткам нужно что-то сделать - топнуть ножкой, хлопнуть в ладошки).
Но как бы дети не любили ту, или иную игру, управляйте процессом, не пускайте на самотёк, если Вы позвали не 1-2, а несколько разных деток. Во время игр помогайте деткам, задавайте тон, первыми показывайте, что нужно сделать.
При составлении сценария дня рождения на 3 года рекомендуем учесть идеи и игры, описанные в Сценарии детского дня рождения 2 года.
Как уже было сказано в статье про подготовку ко Дню рождения ребёнка в 3 года, желательно уделить время подготовке и сделать день рождения ребёнка тематическим. Например, подойдёт пиратская тема для мальчиков и тема принцесс, фей для девочек. А могут быть и нейтральные - про зверей, весёлые фрукты и и.д.
Игра-знакомство деток между собой
Итак, если гости собрались, начнём знакомиться. Ставим деток в круг и берём в руки мяч. Объясняем, что бросаем кому-нибудь мячик и тот, кому вы его бросили, должен поймать мяч и назвать свое имя. Начинаем с Вашего ребёнка (у него День рождение, и он поактивнее).
Или другой вариант: сперва именинник берёт в руки какую-то мягкую игрушку и называет своё имя. Затем с ней он подходит к другому ребёнку и отдаёт игрушку. Тот, кому передана игрушка, называет своё имя. Заканчиваем игру, когда все детки назвали своё имя. Игрушку назад отдаём имениннику.
Чтобы было веселее, сразу же просим деток взяться за ручки. Будем водить хоровод. В центр кладём мячик или игрушку и начинаем идти хороводом. Запеваем «Мы все шли-шли-шли и на праздник вот пришли». При этом детки топают ножками. Затем разворачиваемся и идём в другую сторону. Мама именинника произносит имена деток «Пришла к нам Машенька, пришёл к нам Димочка, пришла к нам Танечка…..». И от имени именинника мама произносит: «Очень рады мы гостям, поиграем трам-тарам».
Игры и конкурсы на день рождения ребёнка 3 года
«Кому подарочек?»
Для этого заворачиваем в упаковочную бумагу или ткань небольшие подарочки для всех деток. Вешаем на ниточках к горизонтально натянутой верёвке. Догадались, что будем делать? Ну, конечно, срезать подарки. Но не просто так! Сперва по очереди тянем из чудо-шапки (например, пиратской или из шляпки феи - опять-таки согласно тематике мероприятия) лёгкие задания по возрасту (пропрыгать на одной ноге, показать, как прыгает лягушка и т.д.). После выполнения - с завязанными глазами срезаем подарочек. Эта игра проходит шумно, весело и не так-то уж и быстро.
Игра-стихотворение - слушаем и показываем
Такие игры тоже очень нравятся деткам. Ведущий медленно произносит вслух одну за другой строчки простых стихотворений и показывает движения, которые иллюстрируют их содержание. А детки дружно повторяют.
Например:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ:
«Больше я не буду шишки собирать,
Сяду на машину и поеду спать!».
При этом ведущий и детки ходят, покачиваясь из стороны в сторону, как медведи. А ещё собирают шишки и дотрагиваются кулачком до лба. Топают ногой и грозят пальцем, а после, взяв в руки воображаемый руль, едут на машине и укладываются спать (ладошки лодочкой кладутся под щеку).
Ещё варианты игр на день рождения ребёнка 3 года:
1. «Надувные лошадки» (будем скакать на воображаемых лошадках - раздаём деткам шарики, они их будут держать ножками и прыгать; у кого дольше продержится шарик, тот победил).
2. «Отправляемся на поиски» (прячем какую-то игрушку в комнате, подсказываем деткам, где поискать. Все дружно отправляются на поиски, и ищут пока не найдут. Например, «А может быть, под кроватью?» все заглядывают туда. «А давайте посмотрим в тумбочке»). Деткам весело вместе искать, куда-то бежать, а потом находить желаемое.
3. «Кто быстрей собрал» (задача - как можно больше деталей чего-либо собрать (набросали на пол - игрушки, кусочки ткани, какие-то там листочки бумаги и т.д. и каждый старается побольше всего собрать).
4. «Рвака». Рвём бумажки на мелкие кусочки и затем складываем в посудку/ведёрко. Мамы помогают пересчитать кусочки. У кого больше и кто аккуратней собрал - тот победитель.
5. «Метко стреляем» (приготовить заранее комки бумаги и 2 ведра/миски/тазика, разделившись на две команды начинаете бросать в цель по очереди, у кого больше попаданий - тому и приз).
6. «Обматывание туалетной бумагой» - кто быстрее обмотает туалетной бумагой игрока своей команды. Получится весёлая мумия.
7. «Весёлый паровозик» (детки собираются вместе друг за другом, под музыку поезд трогается, когда музыка останавливается, поезд должен остановиться и все участники должны присесть, когда музыка снова заиграет - поезд должен снова отправиться в путь. Взрослые могут помочь и поработать немного направляющими вагончиками).
8. «Весёлые шарики» - подбрасываем воздушные шарики. У кого выше - тот победил.
Выносим торт
В завершение мероприятия выносим именинный торт. Делать это лучше всего торжественно - выключаем свет или зашториваем окна (если светло) и включаем гирлянду. Тогда вносится торт со свечками, которые будем торжественно задувать.
Напоследок мама именинника помогает поблагодарить всех гостей, что пришли, и раздать деткам по небольшому подарочку (чтобы малышам не было обидно).